Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПАРТНЁРСТВА НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ И СЕТЕВОМ УРОВНЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы: Е. С. Астрейко, С. Я. Астрейко, М. А. Барабанова
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

УДК 377.12

Е.С. Астрейко, С.Я. Астрейко, М.А. Барабанова

E.S. Astreiko, S.Ya. Astreiko, M.A. Barabanova

Астрейко Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, УО МозГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Астрейко Сергей Яковлевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, УО МозГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Барабанова Мария Александровна, магистр педагогических наук, преподаватель специальных дисциплин, УО МГПК, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Astreiko Elena Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, I. Р. Shamyakin Moscow state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Astreiko Sergey Yakovlevich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department, I. Р. Shamyakin Moscow state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

Barabanova Maria Aleksandrovna, magister of pedagogical Sciences, teacher of special disciplines, UO MGPK, Mozyr, Republic of Belarus.

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПАРТНЁРСТВА НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ И СЕТЕВОМ УРОВНЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TASKS AND FORMS OF PARTNERSHIP AT THE STRATEGIC AND NETWORK LEVELS OF INTERACTION BETWEEN INSTITUTIONS OF HIGHER AND SECONDARY SPECIAL EDUCATION

Аннотация. В статье раскрыт опыт сетевого взаимодействия между учреждениями высшего и среднего специального образования с использованием инновационных форм (сетевого ресурсного центра). Проект направлен на разработку, научное обоснование и практическую апробацию модели сетевого взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учреждений высшего и среднего специального образования.

Abstract. The article describes the experience of network interaction between institutions of higher and secondary special education using innovative forms (network resource center). The project is aimed at the development, scientific justification and practical testing of a model of network interaction in the virtual educational space of institutions of higher and secondary special education.

Ключевые слова: взаимодействие, сеть, учреждение, уровень, высшее образование, среднее специальное образование, задачи партнёрства, формы партнёрства.

Keywords: interaction, network, institution, level, higher education, specialized secondary education, partnership objectives and forms of partnership.

На современном этапе развития общества переход Республики Беларусь на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях данной системы.

Создание виртуального образовательного пространства учреждений образования на основе их сетевого взаимодействия рассматривается нами как одно из стратегических направлений развития белорусского государства, как неотъемлемая часть цифровизации в данной сфере.

Виртуальное образовательное пространство – пространство, способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности учащегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.

Сетевое взаимодействие на сегодняшний день является универсальной технологией профессионального образования, которое ориентировано на индивидуальные запросы обучающихся и их специализацию. С его помощью появляется возможность непрерывного повышения своего профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия образовательных учреждений основана на понимании сущности сетевого взаимодействия. По мнению Т. М. Третьяк [3, с. 86], под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей и реализующих инновационные образовательные программы.

Сетевое взаимодействие позволяет распределять ресурсы при общей задаче деятельности, опираться на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом, выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Эффекты, получаемые участниками в процессе взаимодействия: информационные, ресурсные, инфраструктурные, временные, управленческие, социальные, совокупные, экономические.

С целью повышения качества образования, укрепления кадрового потенциала на основе организации сетевого взаимодействия УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина» и УО «Мозырский государственный политехнический колледж», находящихся с предприятиями-заказчиками кадров в одном пространстве, был разработан проект «Взаимодействие учреждений высшего и среднего специального образования с использованием инновационных форм (сетевого ресурсного центра)», направленный на разработку, научное обоснование и практическую апробацию модели сетевого взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учреждений высшего и среднего специального образования.

Идея создания сетевого ресурсного центра на базе образовательного учреждения среднего специального образования, осуществляющего подготовку рабочих и специалистов для заказчика кадров, возникла в целях повышения качества образования и в связи с необходимостью поиска новых форм взаимодействия учреждений образования.

Основной задачей становления сетевого ресурсного центра становится обеспечение лояльности участников и улучшение инвестиционной привлекательности сети учреждений образования для организаций-заказчиков кадров. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия зависят от направления обмена ресурсами и услугами на основе паритетного и донорского взаимодействия. В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный [1, с. 76]. На рисунке 1 представлены стратегический и сетевой уровни взаимодействия образовательных учреждений и партнерской сети предприятий.

С одной стороны, сетевой ресурсный центр подготовки кадров для организаций различных отраслей промышленности на базе образовательного учреждения является средством реализации государственной политики и, с другой стороны, выступает как средство реализации корпоративно-отраслевых интересов партнерской сети промышленных организаций. Для координации совместных действий и координации вопросов учреждений, входящих в состав сетевого ресурсного центра, создается Координационный совет.

В таблице 1 представлены задачи и формы партнёрства на стратегическом и сетевом уровнях взаимодействия.

В Мозырском государственном политехническом колледже инновационная деятельность педагогов была направлена на обновление содержания образования, использование современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий. При работе с учащимися среднего специального учреждения образования были использованы следующие элементы сетевого взаимодействия:

  • представление учащимся электронных вариантов лекций, практических заданий, учебных пособий, дополнительного материала;
  • объединение учащихся в группы в социальной сети «Вконтакте»;
  • создание сайтов для изучения дисциплин;
  • проведение интернет-конференций и круглых столов с использованием программы «Skype»;
  • обсуждение онлайн проблемных ситуаций в форме текстового диалога;
  • функционирование блога.

Как отмечали педагоги колледжа, наиболее эффективными элементами сетевого взаимодействия являются интернет-конференции, форумы, общение в блогах и социальных сетях, проведение виртуальных экскурсий. В настоящее время педагоги работают над созданием электронных вариантов учебно-методических комплексов, которые будут аккумулированы в ресурсном центре.

Работа с элементами сетевого взаимодействия касается учащихся заочного отделения, родителей, преподавателей, руководителей системы образования разных уровней. Связь с родителями осуществляется как в блоге куратора, преподавателя, так и посредством социальных сетей, программы «Viber».

В ходе апробирования и использования элементов сетевого взаимодействия проведена следующая работа:

  • размещение учебных материалов, практических ситуаций, ссылок для изучения нормативно-правовых актов в социальных сетях;
  • использование учащимися электронных вариантов лекций, методических указаний, дополнительного материала;
  • преподавание дисциплин с использованием выхода в сеть Интернет;
  • создание электронных почтовых ящиков, посредством которых 95 % учащихся имели возможность консультироваться, получать задания и, выполнив, присылать их на проверку;
  • совершенствование знаний и умений преподавателей и обучающихся по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения;
  • проведение виртуальных круглых столов, конференций и смарт-турниров, виртуальных экскурсий по отдельным предприятиям-базам практик;
  • налаживание виртуальной связи с родителями 75 % учащихся (остальные не были охвачены ввиду отсутствия навыков работы с персональным компьютером).

Все учащиеся (100 %) и большая часть педагогов (91 %) Мозырского государственного политехнического колледжа заинтересованы в развитии сетевого взаимодействия с Мозырским государственным педагогическим университетом им. И. П. Шамякина.

Экспериментальная работа по внедрению модели позволила выявить следующие организационно-педагогические условия эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

  • формирование заказа на подготовку специалистов;
  • совершенствование содержания и структуры преемственных образовательных программ с ориентацией на заказчика;
  • развитие различных форм информационного обеспечения обучающихся в учреждениях среднего специального образования;
  • стимулирование педагогов к сетевому взаимодействию;
  • поддержка педагогов в области применения информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия;
  • применение дистанционных технологий в повышении квалификации педагогов.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

Реализация модели сетевого взаимодействия образовательных организаций увеличивает число мотивированных молодых людей, стремящихся к профессиональным знаниям и навыкам; обеспечивает обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на основе совместной деятельности участников сети; дает возможность улучшить качество подготовки выпускников учреждений среднего специального образования; обеспечивает эффективную профессиональную ориентацию обучающихся и помогает им при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения и другие образовательные организации; позволяет сделать процесс подготовки обучающихся и студентов более эффективным в процессе сетевого взаимодействия «колледж – УВО – предприятие» как неотъемлемой части всей системы непрерывного образования; создает условия для повышения конкурентной способности молодого поколения в будущем профессиональном самоопределении.

Сетевое взаимодействие обеспечивает многообразие организационных форм образования, отражающих текущие и перспективные образовательные потребности обучающихся, способствующих развитию личностного потенциала каждого учащегося и росту профессионализма педагогов; позволит преодолеть локальность инновационных процессов, расширить масштаб внедрения инноваций, выйти на более высокий уровень; предоставит возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития.

Создание сетевых ресурсных центров, как новой формы взаимодействия учреждений образования, является актуальной задачей и направлено на содействие повышению инновационного потенциала учреждений образования за счет систематизации имеющегося у них опыта подготовки кадров, расширения возможностей привлечения специалистов, высококомпетентных в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Демуцкая, З. А. Школа плюс ВУЗ: модель взаимодействия [Текст]. / З. А. Демуцкая, Н. А. Галдина // Аккредитация в образовании. – 2010. – № 2 (37). – С. 76–77.
  2. Ерофеева, Н. Е. Интерактивное взаимодействие в системе «ВУЗ-ШКОЛА» в ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» [Текст]. / Н. Е. Ерофеева. // Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. – С. 2024–2027.
  3. Третьяк, Т. М. Организация сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе вебсервиса [Текст]. / Т. М. Третьяк. // Информатика и образование. – 2011. – № 5. – С. 81–87.

Теги: взаимодействие, сеть, учреждение, уровень, высшее образование, среднее специальное образование, задачи партнёрства, формы партнёрств

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация