ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Осипова Людмила Александровна , Фомина Анжелла Владимировна

УДК 378.147

Л. А. Осипова, А. В. Фомина

L. A. Osipova, A. V. Fomina

Осипова Людмила Александровна, к. п. н., доцент кафедры математики, физики и математического моделирования, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Фомина Анжелла Владимировна, к. физ.-мат. н., доцент кафедры математики, физики и математического моделирования, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Osipova Ludmila Aleksandrovna, candidate of pedagogics, Associate Professor, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.
Fomina Anzhella Vladimirovna, candidate of physical and mathematical Sciences, Associate Professor, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE USE OF CASE TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS

 

Аннотация. Статья раскрывает возможности использования кейс-технологии при изучении дисциплин предметной (математической и методической) подготовки для формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики в Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета.

Abstract. The peculiarity of the competence approach in higher education, first of all, is the orientation of the learning process to the development of professionally significant qualities of the students' personality, and as a result, the strengthening of its applied orientation.

Ключевые слова: кейс-технология, метод кейсов, профессиональные компетенции, профессиональная деятельность.

Keywords: case technology, case method, professional competencies, professional activity.

 

Особенность компетентностного подхода в высшей школе, прежде всего, состоит в ориентации процесса обучения на развитие профессионально значимых качеств личности студентов, и как следствие усиление его прикладной направленности.

Разработка основной профессиональной образовательной программы бакалавров направления 44.03.01 Педагогическое образование по профилю Математика тесно связана с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В ней одной из основных задач профессиональной деятельности является – использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области «Математика» [1].

Модернизация современного школьного образования изменила роль учителя в образовательном процессе. Его основная задача состоит в организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся. При этом одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (метод кейсов). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Для подготовки студентов к использованию кейс-технологии в ходе собственной профессиональной деятельности мы применяем эту технологию при организации обучения дисциплинам предметной (математической и методической) подготовки. Примерная структура таких кейсов имеет вид:

1.     Введение – первые несколько абзацев (название кейса, постановка задачи).

2.     Проблема – несколько абзацев (краткое описание проблемы; описание структуры проблемной ситуации, если возможно).

3.     Материалы для решения – структурированы в форме вопросов и ответов или разбиты на темы и подтемы (материалы, необходимые для решений каждого конкретного кейса, самостоятельно определяются автором, цель этого раздела – в явной интерактивной форме представить большой объем информации) [2].

Приведем пример кейса по дисциплине «Математический анализ». Кейс «Физический смысл производной».

Три велосипедиста А, В и С двигаются прямолинейно в течение 6 часов. На рисунке 1 изображены графики скоростей велосипедистов А и В (в км/ч). График скорости велосипедиста А состоит из отрезков прямых, а график скорости велосипедиста В – из участков парабол с вершинами в точках t = 2, v = 16 и t = 4, v = 24. Скорость велосипедиста С задана уравнением v(t) = 18t – 6t², тогда

  1. Сумма скоростей велосипедистов А и В в момент времени t = 4,5 ч равна …
  2. Сумма ускорений велосипедистов В и С в момент времени t = 1 ч равна …

В ходе работы с кейсами студенты используют теоретический материал курса и другие источники информации, что делает возможным организовать также и внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Список литературы

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) [Электронный ресурс]. – URL : http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1
  2. Фомина, А. В. Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования [Электронный ресурс]. / А. В. Фомина, Л. А. Осипова, И. В. Сликишина. // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 12. – С. 67. – URL : http://drive.google.com/file/d/1gy6aYpWiYkufutfv5ZXAU1QamRPtUMxw/view
PDF