ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Пищенюк Наталия Владимировна , Цымбал Светлана Владимировна , Еремина Ирина Дмитриевна

УДК 373.31

Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

N. V. Pechenyuk, S. V. Tsymbal, I. D. Eremina

Пищенюк Наталия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Цымбал Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Еремина Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Pischenyuk Natalia Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Tsymbal Svetlana Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Eremina Irina Dmitrievna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

 

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER PUPILS AT THE LESSONS OF LITERARY READING

 

Аннотация. В статье представлен опыт привлечения младших школьников к чтению художественных книг, формирующих у современных детей основы экологической культуры. В процессе работы с литературными произведениями учащиеся осваивают основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром.

Annotation. The article presents the experience of attracting younger schoolchildren to reading fiction books, which form the foundations of ecological culture in modern children. In the process of working with literary works, students master the basic moral and aesthetic values of interaction with the outside world.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, младшие школьники.

Keywords: environmental culture, environmental education, junior schoolchildren.

 

Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно. Если на 10 лет вперед – сажай лес. Если же на 100 лет – воспитывай детей».

Воспитание экологической культуры школьника – актуальнейшая задача, продиктованная нашей жизнью. Самым благоприятным периодом для формирования основ экологической грамотности, экологического мировоззрения является младший школьный возраст, когда ребенок учится пониманию целостности окружающего мира, правильному отношению к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В. А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать рачительных хозяев? Значительная роль в решении этих и других вопросов экологического воспитания во многом зависит от этапа обучения в начальной школе.

Задача учителя – помочь детям сформировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как части природы, научить выражать свое отношение к природной системе, вести экологический образ жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) экологическая составляющая в явном виде присутствует лишь в требованиях к личностным и предметным результатам учебного предмета «окружающий мир» [1]. Может сложиться впечатление, что только учебный предмет «окружающий мир» ответственен за экологическое воспитание младших школьников, однако это не так. Формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Данную работу нужно вести на всех уроках. Достичь целей воспитания экологической культуры школьника помогут, в том числе и уроки литературного чтения, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Уроки литературного чтения дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания чувства эмпатии, в том числе и во взаимоотношениях с природой.

В своей работе, для успешного решения задач экологического воспитания учащихся, на уроках литературного чтения мы создаем эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуем диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой, создаем проблемные ситуации, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. На конкретных примерах систематически и последовательно осуществляем воспитание экологически сообразного поведения детей в природе. К изучаемым произведениям формулируем вопросы и задания экологической направленности, которые позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе.

Воспитание экологической культуры на уроках литературного чтения связываем с проблемами родного края (сибирский край сегодня входит в десятку экологически загрязненных регионов России), так как одной из целей уроков является воспитание в детях любви к своей малой родине, чувства ответственности за все то, что нарушает экологию.

Для эффективной работы по воспитанию экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения мы используем разные формы работы:

  • написание сочинений по началу или окончанию сюжета (дописывание, досказывание);
  • словесное рисование картин к текстам;
  • написание отзывов о прочитанном произведении;
  • интерпретирование текстов, выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям (рассказывание от имени одного из героев, от имени автора, от своего имени);
  • инсценирование сюжетов художественных произведений в играх-драматизациях, игровых диалогах (дети, исполняя роли различных объектов живой природы, передают состояния, которые испытывают их герои);
  • творческие задания (например, рассказ или сообщение о так называемых «нелюбимых» животных (гадюке, лягушке, жабе и др.), воспитание положительного отношения к ним);
  • подготовка рассказов или сообщений о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения;
  • проведение диспутов, бесед этического характера с использованием материалов периодической печати, литературы, кино, уделяющих проблеме охраны природы родного края важное место;
  • нетрадиционные формы проведения уроков (урок-загадка, урок-викторина);
  • оформление детьми книг-самоделок о природе и окружающем мире, тематически связанных с изучаемыми произведениями [2].

Уроки литературного чтения дают прекрасную возможность для поддерживания искреннего интереса ребенка к окружающей природе, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным ресурсам.

Воспитание экологической культуры младших школьников может быть эффективным только тогда, когда носит комплексный, многоаспектный и системный характер.

Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования и науки Рос. Федерации [Текст]. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 53 с.
  2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс : методическое пособие [Текст]. / Л. А. Ефросинина. – 3-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 304 с.

PDF