Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Автор: А. Ю. Хаперская
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

УДК 159.9.072.433

А. Ю. Хаперская

A. Yu. Khaperskaya

Хаперская Анна Юрьевна, к. псих. н., ст. преподаватель кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, ФГБОУ ВО МГППУ, г. Москва, Россия.

Khaperskaya Anna Yuryevna, PhD, Senior Lecturer, Department of Educational Psychology Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE), Moscow, Russia.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF APPLICANTS OF PSYCHOLOGICAL SPECIALTIES

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые преимущества и недостатки онлайн-курсов подготовки к поступлению на психологические специальности. Исследуются текущие функции, проблемы и ограничения, связанные с особенностями работы на платформах, таких как Zoom и Webex. В статье представлены данные, полученные от обучающихся онлайн-курса. Конечно, различные курсы могут значительно отличаться с точки зрения доступных функций и ограничений. Но был сделан вывод о том, что онлайн-обучение предлагает некоторые решения, которые были бы невозможны в реальной аудитории или потребовали бы гораздо больше времени для организации и их реализации.

Annotation. This article examines some advantages and disadvantages of online preparatory courses for admission to the psychological specialties. It explores current features, issues and limitations associated with products and services, such as Zoom and Webex. The review presents the results obtained from the applicants of one current online course. Of course, different courses can vary significantly in terms of available features and limitations. It is concluded that online training offers some solutions that would be impossible in a real auditorium or it would require much more time for the organization.

Ключевые слова: дистанционное образование, e-learning, электронные образовательные платформы, подготовительные курсы, пандемия.

Keywords: online learning, e-learning, COVID-19, pandemic, skills, knowledge.

 

Онлайн-технологии (электронная образовательная среда, Zoom, видеоконференции, социальные сети и т. д.) могут предложить эффективные и удобные способы достижения целей обучения студентов в формате смешанного или онлайн-образования. Поскольку технология стремительно развивается и все больше студентов по разным причинам выбирают онлайн-обучение, важно продолжать развивать методы оценки качества «виртуального университета». В 2020 переход на онлайн-обучение был обусловлен распространением новой коронавирусной инфекции, что  поспособствовало быстрому переходу на новейший формат обучения. Очевидно, что при оценке программ онлайн-обучения следует учитывать некоторые уникальные аспекты этого типа учебной среды, поскольку использование «устоявшихся методик» для достижения успеха обучающихся в традиционных классах не всегда работает на дистанционных курсах.

Крайне важно изучить текущую ситуацию и проблемы, возникающие в связи с онлайн-обучением в высших учебных заведениях, чтобы обеспечить лучший контекст и предложить такую образовательную среду, которая могла бы не просто повлиять на опыт студентов, но и улучшить его. Онлайн-обучение имеет несколько характеристик, которые могут оказать влияние на успешность обучающихся и на их прогресс в течение курса. Исследователи ссылаются на важность рассмотрения логистического компонента онлайн-обучения, предполагая, что неправильно функционирующая технология может препятствовать обучению и вовлечению. То есть, если обучающиеся и преподаватели должны уделять лишнее время и ресурсы простому доступу к контенту, показатели вовлеченности резко падают. Так плохое качество связи, отсутствие подходящего оборудования и особенности системных настроек могут оказать негативное влияние на вовлеченность обучающихся в деятельность. Неудачные технологические аспекты онлайн-курсов могут быть особенно неприятными для обучающихся, впервые столкнувшихся с онлайн-обучением, и оказывать негативное влияние на их общее восприятие курса. Поэтому удобный дизайн, доступность материалов, структура онлайн-курсов и адекватная технологическая поддержка должны рассматриваться дополнительно в рамках оценки качества онлайн-образования.

Во многих исследованиях было показано, что вовлеченность студентов в целенаправленно-организованную образовательную деятельность является самым сильным предиктором качества получаемых результатов. Понимание того, как онлайн-среда оказывает влияние на вовлечение студентов в учебный процесс должно лежать в основе планирования и реализации онлайн-программ. Есть много элементов, которые способствуют вовлечению студентов, как внутри, так и за пределами занятия. Некоторые преподаватели отмечают, что онлайн-среда требует большего, а не меньшего взаимодействия со студентами, а онлайн-курсы требуют больше времени от преподавателей. Можно предположить, что взаимодействие является более поверхностным в этом типе образовательного контекста. Безусловно, требуется больше времени, чтобы набрать несколько ответов по электронной почте на вопросы обучающихся, которые могут прийти в любое время дня, чем сделать одно объявление в аудитории. Ответы на тривиальные вопросы могут отнять у преподавателя время от совместного обсуждения и погружения в содержание курса. Таким образом, взаимодействие может пострадать и с точки зрения студента.

Описанные выше особенности онлайн-обучения были рассмотрены, как факторы, оказывающие влияние на вовлеченность абитуриентов, поступивших на подготовительные курсы. В исследовании приняли участие 45 человек одной группы абитуриентов, планирующих поступать в очную магистратуру психологического и психолого-педагогического направления в 2021 учебном году. Прямо перед началом обучения авторы исследования разослали электронный опрос абитуриентам подготовительного онлайн-курса, направленного на подготовку к экзаменам на поступление в ВУЗ на психологические специальности для обучения на уровне магистратуры. В группе испытуемых были абитуриенты разного возраста, пола и разных специальностей. Первое образование было  получено ими по формам бакалавриата и специалитета, не относящихся к психологическому или психолого-педагогическому направлению. По составленным вопросам, с использованием комбинации закрытых и открытых, были получены следующие данные: пол, возраст, первая специализация, доступ к технологическим ресурсам, учебные привычки, бытовые условия жизни и обучения, самооценка способности и воспринимаемых барьеров для онлайн-обучения, а также предлагаемые инициативы по организации наиболее благополучного для всех образовательного формата. Вопросы касались также предпочитаемых форм учебной деятельности, форм обратной связи и взаимодействия с преподавателям.

В ходе обучения использовались различные формы организации работы. В занятиях присутствовала лекционная часть, экспериментально проводимая с различной длительностью и наполнением. Так, в некоторые дни группа слушала лекцию 15 минут, после чего начиналась серия вопросов. В некоторые же дни лекции длилась в два раза дольше, после чего следовала короткая сессия вопрос-ответ, без подробного обсуждения. Каждый студент по итогам занятия заполнял онлайн-отчетную форму. В завершении были подведены итоги, которые позволили сделать выводы о том, что студенты, предпочитающие длительный лекционный формат, чаще всего не вовлекались полноценно в работу, не поддерживали взаимодействие и в большей степени рассчитывали на самостоятельную подготовку по выданным материалам. Те же, кто чаще предпочитала короткие лекционные работы с дальнейшим широким обсуждением, а также групповые форматы, продемонстрировали большую вовлеченность. Они полагались на занятия как на основную форму подготовки, рассчитывали получить полный материал в ходе занятий и оставить как можно меньше для самостоятельной подготовки. Эффективность пройденной подготовки в рамках учебного онлайн-курса не была оценена, так как абитуриенты еще проходят представленный курс. Но первоначальные данные позволяют сделать выводы о том, что наибольшая вовлеченность обучающихся связана с наличием технической возможности для полноценного участия, выделенного обучающимся специально под занятия времени и места, направленностью на получение результата здесь и сейчас, опытом владения технологиями дистанционного взаимодействия (обучения), готовностью принимать участие в дискуссии и групповой работе. Отсутствие личного взаимодействия с преподавателем, время реакции и отсутствие традиционной классной социализации были выделены среди некоторых проблем, отмеченных абитуриентами, проходившими онлайн-курс. Эмпатия преподавателя была отмечена некоторыми студентами, как фактор преодоления тревожности, связанной с отсутствием базовых знаний по психологического или психолого-педагогическому направлению. При этом, некоторые обучающиеся отметили удобство онлайн-формата, который по их мнению позволил устранить имеющуюся разницу подготовки и благоприятствовал равным возможностям по участию в работе всех участников представленной группы. Полученные данные должны быть дополнительно изучены, когда испытуемые завершат обучение и пройдут заключительный комплексный опрос. Результаты будут представлены в последующих работах.

Список литературы

  1. Adnan M., Anwar K. Online Learning amid the COVID-19 Pandemic: Students' Perspectives // Online Submission, 2020. – Т. 2. – №. 1. – С. 45-51.
  2. Гельман, В. Я. Проблемы перехода на дистанционное обучение [Текст]. / В. Я. Гельман. // Alma mater (Вестник высшей школы), 2020. – №. 7. – С. 8-12.

Теги: дистанционное образование, e-learning, электронные образовательные платформы, подготовительные курсы, пандемия, online learning, e-learning

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация