ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПЯТЫХ КЛАССОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Бойченко Галина Николаевна , Табакаева Елена Сергеевна

УДК 374

Е. С. Табакаева, Г. Н. Бойченко

E. S. Tabakaeva, G. N. Boychenko

Табакаева Елена Сергеевна, студентка 5 курса факультета информатики, математики и экономики, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Бойченко Галина Николаевна, к. п. н., доцент, доцент кафедры информатики общетехнических дисциплин, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Tabakaeva Elena Sergeevna, 5th year student of Faculty of Informatics, Mathematics and Economics, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.
Boychenko Galina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, associate Professor of the Department of Informatics and technical disciplines, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПЯТЫХ КЛАССОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

USE OF INTERACTIVE METHODS IN DISTANCE TRAINING FIFTH-GRADE SCHOOLCHILDREN IN ARTS AND CRAFTS

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования интерактивных методов в обучении школьников пятых классов декоративно-прикладному творчеству в условиях дистанционного обучения. Раскрываются дидактические возможности современных цифровых инструментов и платформ в поддержке совместной деятельности и продуктивного сотрудничества обучающихся в интерактивной образовательной среде.

Annotation. The article is devoted to the use of interactive methods in teaching firth-grade schoolchildren in arts and crafts in the context of distance learning. The didactic possibilities of new digital tools and platforms in support of collaborative activities and productive cooperation of schoolchildren in an interactive educational environment are revealed.

Ключевые слова: обучение школьников, декоративно-прикладное творчество, интерактивные методы обучения, цифровые инструменты, платформы в обучении.

Keywords: teaching schoolchildren, arts and crafts, interactive teaching methods, digital tools, platforms in learning.

 

Декоративно-прикладное творчество обладает значительным потенциалом для развития у обучающихся творческих способностей, нестандартности мышления, индивидуальности [3]. Однако на занятиях по декоративно-прикладному творчеству ребенок увлечен творческой работой и редко контактирует с учителем и учебной группой. В этой связи одной из проблем в обучении декоративно-прикладному творчеству является организация интеракции, предполагающей общение обучающихся, участие в коллективном обсуждении проблем, продуктивном взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками. Особенно остро стоит этот вопрос при обучении в дистанционом формате, когда необходимо создать условия, при которых учащиеся смогут свободно общаться друг с другом и с учителем, обсуждать творческие идеи, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.

Цель настоящей статьи – раскрыть возможности использования интерактивных методов в обучении школьников пятых классов декоративно-прикладному творчеству в условиях дистанционного обучения, когда взаимодействие полностью осуществляется в виртуальной образовательной среде.

Интерактивное обучение – это форма организации познавательной деятельности, основанная на диалоговом обучении, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, каждого ученика с любым другим учеником. Интерактивные методы обучения делают занятия яркими и интересными, повышают мотивацию, помогают поверить в свои силы, развивают коммуникативные способности учащихся.

Высоким дидактическим потенциалом в реализации интерактивных методов обучения на занятих по декоративно-прикладному творчеству обладают средства электроного обучения Google Класс (https://classroom.google.com/), Moodle (https://moodle.org/), Zoom (https://zoom.us/), Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (https://edu.skysmart.ru/) и другие, на базе которых осуществляется организация виртуальных экскурсий, вебинаров, видеоконференций, мастер классов в режиме онлайн, чат-занятий.

Для проверки знаний обучающихся примеются такие дидактические средства как опросы, тесты, чаты, викторины, интерактивные игры, веб-квесты. Интерактивные элементы можно реализовать с помощью цифровых инструментов для создания интерактивных приложений – бесплатных онлайн-сервисов LearningApps (https://learningapps.org/), Flippity (https://flippity.net/), ProProfs (https://www.proprofs.com/) и других. Указанные сервисы позволяют разрабатывать коллекции интерактивных заданий и интерактивных упражнений, таких как: задания по соотнесение понятий и определений, вставка пропущенной буквы или слова, кроссворды, пазлы, ребусы, шарады, головоломки, викторины с одним и множеством правильных ответов и многое другое.

В качестве примера реализации интерактивных методов в обучении школьников пятых классов декоративно-прикладному творчеству рассмотрим использование на занятиях разработанного нами образовательного веб-квеста, представляющего собой проблемное задание с элементами игры, для выполнения которого требуется использование информационных ресурсов Интернет.

На отдельных этапах данного веб-квеста обучающиеся выполняют интерактивные задания, созданные в конструкторе LearningApps (https://learningapps.org/) «Пазлы», «Кто хочет стать миллионером?», «Соотнесение», «Где логика?» и «зарабатывают» буквы (рис. 1). Итоговым заданием является «Угадывание слова» из собранных в процессе квеста букв (слово «скрапбукинг»).

Представленный образовательный квест был апробирован на уроках Технологии в пятых классах основной общеобразовательной школы № 8 города Таштагола. В квесте продолжительностью 30 минут приняли участие 4 класса (96 человек). По результатам апробации были получены положительные отзывы учащихся и учителей.

Таким образом, использование интерактивных методов в обучении школьников 5-х классов декоративно-прикладному творчеству позволяет не только активизировать всех учащихся, повысить мотивацию, проявлять свою индивидуальность в учебном процессе, но также и развивать социальные навыки общения, творческие способности и самостоятельность в выполнении определенной работы. При этом современные цифровые онлайн-технологии и платформы используются в качестве информационно-технологической основы единой системы дидактических средств поддержки совместной деятельности обучающихся в интерактивной образовательной среде в условиях дистанционного обучения [1, 2].

Список литературы

  1. Бойченко, Г. Н. Информационные сервисы Интернет в профессиональной деятельности педагога : учебное пособие [Электронный ресурс]. / Г. Н. Бойченко. – Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 106 с. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_35026090_42017953.pdf (дата обращения : 03.02.2021).
  2. Бойченко, Г. Н. Распределенное образование и обучение в контексте современной образовательной парадигмы [Текст]. / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова. // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). – 2014. -№ 1. – С. 52-56.
  3. Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст]. / Е. С. Голубева. // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Т. 0. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 27-29. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения : 03.02.2021).

PDF