ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Профессиональная подготовка бакалавров специальностей "Информатика" и "Прикладная информатика"

15 октября 2012 г.

Авторы: Коровина Юлия Викторовна

Ю. В. Коровина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время система российского образования характеризуется активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий для поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, применением информационных систем и ресурсов для методического сопровождения и мониторинга процесса обучения, управления образовательным учреждением, развитием и все более широким распространением дистанционного образования и т.д.

Реализация концептуальных подходов к наиболее значимым направлениям образовательной политики, изложенных в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» предусматривает повышение доступности и качества высшего профессионального образования, ориентацию на рынок труда, а также совершенствование образовательных программ и технологий.  

Процесс подготовки бакалавра прикладной информатики усложняется требованиями, диктуемыми потенциальными работодателями. При этом рынок труда в регионе для подобных специалистов почти не развит, а образовательные учреждения различных уровней системы образования испытывают в них потребность.

Кроме того, постоянное обновление информационных технологий, современный интенсивный стиль трудовой деятельности и межличностных взаимоотношений в различных учреждениях системы образования ставит перед выпускником высшего учебного заведения задачу быстрого включения в рабочий процесс и самостоятельного решения поставленных перед ним профессиональных задач. Однако сегодня многие ИТ-специалисты, имеющие хорошую предметную подготовку и большой опыт работы, испытывают серьезные затруднения при выявлении информационных потребностей педагогического коллектива образовательных учреждений, формировании требований к проектируемой или внедряемой информационной системе, оценке организации уже имеющегося информационного фонда образовательного учреждения.

Вышесказанное делает актуальным поиск и обновление содержания, форм, методов, организационно-педагогических условий обучения бакалавров прикладной информатики.

Изучение структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» и профилю подготовки «Образование», профессиональных стандартов в области информационных технологий показал, что общей целью подготовки специалистов, компетентных в прикладных аспектах информатики, является их подготовка к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, массовой глобальной коммуникации, способных использовать средства ИКТ в аспекте реализации основных направлений информатизации образования и удовлетворения потребности личности в получении знаний.

Анализ различных направлений содержания подготовки  бакалавров прикладной информатики позволил выделить два взаимосвязанных направления исследования по совершенствованию содержания курсов дисциплин предметной области «Информатика» в высшем профессиональном образовании: в общеобразовательном аспекте и профессиональном. Общеобразовательный аспект направлен на усиление фундаментальных знаний по информатике, необходимых в будущей профессиональной деятельности, профессиональный аспект необходимым условием осуществления профессиональной деятельности делает информационную деятельность, деятельность по осуществлению информационного взаимодействия и деятельность по продуцированию информационного продуктов, в качестве которых, в том числе, выступают информационные системы в сфере образования и образовательных технологий. Знания в области моделирования информационных процессов и систем должны обеспечить  будущему выпускнику возможность адаптации в сфере профессиональной деятельности при достаточно быстрых темпах развития и совершенствования методов и средств ИКТ.

Философский и гносеологический анализ моделирования как научного метода, представлен в работах Б.А.Глинского, О.Е.Баксанского, Б.С.Грязнова, Б.С.Дынина, Е.П.Никитина и определяет место, функции, структуру моделирования в современной науке. Методологические основы метода моделирования рассмотрены в работах В.А.Веникова, А.Н.Кочергина, К.Е.Морозова, В.А.Штоффа и др. Анализ состояния проблемы моделирования в теории познания содержится в работах А.А.Горелова, Н.Н.Мамедова, И.Б.Новика. Информационный аспект моделирования подчеркивается в работах Дж.Кемени, Дж.Снелла, Н.Н.Моисеева, Е.Н.Степанова, Ю.А.Тихомирова и др. Являясь современным средством структурного моделирования информационных процессов и систем, функциональное моделирование широко применяется специалистами в области информационных технологий (Д. Росс, Д.А. Марка, К. МакГоуэн, Грекул В.И., Горин С.В., Дубейковский В.И., Вендров А.М., Верников Г., Курьян А.Г., Серенков П.С., Тандоев А.Ю.и др.).

Обучение моделированию в процессе профессиональной подготовки бакалавров прикладной информатики необходимо проводить на двух уровнях – как содержание обучения, когда изучаются основные методологии моделирования и средства их автоматизации, и как метод исследования информационных объектов и систем в образовании, что позволит  достигнуть оптимально возможных результатов.

Организационно-педагогические условия включают в себя систему организационных и педагогических мер, таких как:

  • создание единой информационно-образовательной среды;
  • использование в процессе подготовки технологии модульно-рейтинговой системы контроля обучения;
  • постоянный мониторинг процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности;
  • научно-методическое обеспечение данной программы обучения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, выделены особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров прикладной информатики в условиях информатизации образования: предметная область «Моделирование», как научное направление, приобретает в подготовке  фундаментальный характер, являясь основой изучения ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как «Информационные технологии в моделировании», «Проектирование информационных систем», «Моделирование в образовании»; ориентация профессиональной деятельности бакалавра прикладной информатики на осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях образовательной среды; автоматизация и управление образовательными процессами на базе структурного системного анализа, методологии функционального моделирования и поддерживающих их CASE-средств.

Литература

  1. Коровина Ю.В., Попова Л.В. Рейтинговая система оценки функциональных моделей бизнес-процессов в образовании [Текст] / Ю. В. Коровина // Педагогическое образование и наука. – Новосибирск, 2011. – № 11. – С. 71–74.
  2. Коровина Ю.В. Исследование подходов к преподаванию функционального моделирования в системе высшего образования [Текст] / Ю. В. Коровина // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. 2012. –  № 3. Шифр Информрегистра: 04212000930196. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2012/pedagogics/korovina.pdf (дата обращения: 12.10.2012).
PDF