ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Варакута Алена Александровна

УДК 37.02

А. А. Варакута

A. A. Varakuta

Варакута Алена Александровна, ст. преподаватель кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия.

Alena Aleksandrovna Varakuta, Senior Lecturer, Department of Information Systems and Digital Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

 

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

INDIVIDUALIZED APPROACH IN EVALUATION PROCEDURES IN THE CONTEXT OF STANDARDIZATION

 

Аннотация. Реализация индивидуализированного подхода при оценивании ограничивается стандартизацией. Индивидуализация оценки в условиях стандартизации обеспечивается гибкостью применяемых процедур, выражающейся в возможности их адаптации к различным особенностям учебного процесса и образовательным потребностям обучающихся в нормативных рамках.

Annotation. The implementation of an individualized approach to assessment is limited to standardization. Individualization of assessment in the context of standardization is ensured by the flexibility of the procedures used, expressed in the possibility of their adaptation to various features of the educational process and the educational needs of students in normative conditions.

Ключевые слова: гибкость, индивидуализация, оценка, стандартизация, формирующее оценивание.

Keywords: flexibility, individualization, assessment, standardization, formative assessment.

 

Вопросы совершенствования оценки результатов обучения не теряют своей актуальности, в связи с тем что в современном образовании они играют ключевую роль для управления процессом реализации образовательных программ и обеспечения их качества. Одним из направлений улучшения является использование возможностей индивидуализации обучения в процессе оценивания. Запрос на индивидуализацию образовательного процесса в настоящее время рассматривается как вызов всей системе образования. При этом в современном образовании развитие индивидуализации осуществляется одновременно с процессами стандартизации, которые накладывают определенные ограничения на применяемые оценочные процедуры.

В настоящее время качество образования однозначно ассоциируется с стандартами, а результат освоения образовательной программы понимается как степень соответствия нормативным требованиям. Развитие стандартизации в оценочных процедурах вызывает определенные сложности для педагогов, вызывают многочисленные дискуссии. При этом стандартизация в системе оценки на уровне вуза дает ряд возможностей как для образовательного процесса, так и для студентов, преподавателей [1, с. 35-36]. Противоречие между стандартизацией и индивидуализацией образования имеет амбивалентную природу и способствует повышению эффективности системы оценки.

На индивидуализацию обучения в процессе оценивания направлена образовательная технология формирующего оценивания, которая реализуется путём определения отклонения между фактическим и потенциальным уровнем учебных достижений, последующего использования методов мотивации систематической продуктивной работы [4, с. 40; 5, с. 44].

Чтобы удовлетворять академические потребности и ожидания студентов и персонализировать их опыт обучения оценка должна обладать определенной гибкостью [1, с. 37]. Гибкость оценки может обеспечиваться путем: предоставления студентам выбора удобного темпа самостоятельной работы [3, с. 48]; своевременности оценки (проводится тогда, когда обучающийся готов продемонстрировать сформированные компетенции [3, с. 43]); оперативности обратной связи (предоставляется тогда, когда она необходима студенту, и позволит ему скорректировать свою образовательную стратегию или внести правки в конкретную работу) [6, c. 223-234]; оптимизации сложности заданий в соответствии с уровнем его подготовленности и образовательных потребностей [2, с. 70]; применения балльно-рейтинговой системы. В качестве показателей гибкости оценочной процедуры могут выступать: степень реализации индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося, наличие и своевременность развивающей обратной связи.

Следует отметить, что повышение гибкости оценочной процедуры вызывает увеличение трудозатрат преподавателя на её реализацию. В практической деятельности преподавателя обеспечение гибкости оценки с оптимальными трудозатратами довольно сложная задача с учетом изменяющихся нормативных требований к организации учебного процесса и условий его реализации. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях цифровизации образования и массового перехода к использованию дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, индивидуализация оценки в условиях стандартизации обеспечивается гибкостью применяемых процедур, выражающейся в возможности их адаптации к различным особенностям учебного процесса и образовательным потребностям обучающихся.

Список литературы

  1. Варакута, А. А. Организационно-педагогические условия эффективности оценочной процедуры [Текст]. / А. А. Варакута. // Вестник педагогических инноваций, 2019. – № 3 (55). – С. 34-40.
  2. Ефремова, Н. Ф. Стандартизация как условие обеспечения качества фондов оценочных средств вузов [Текст]. / Н. Ф. Ефремова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. – № 2–1. – С. 66–70.
  3. Ибрагимов, Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения [Текст]. / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова. // Высшее образование в России, 2016. – № 1. – С. 43-52.
  4. Мартыненко, О. О. Методический подход к оценке компетенций выпускников [Текст]. / О. О. Мартыненко, З. В. Якимова, В. И. Николаева. // Высшее образование в России, 2015. – № 12. – С. 35-45.
  5. Улзытуева, А. И. К проблеме контроля и оценки результатов обучения будущих педагогов дошкольного образования [Текст]. / А. И. Улзытуева, Т. С. Лысикова. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Профессиональное образование, теория и методика обучения, 2015. – № 6 (65). – С. 40-45.
  6. Lynam S., Cachia M. Students’ perceptions of the role of assessments at higher education [Электронный ресурс] // Evaluation in Higher Education. – 2017. – Vol. 43:2. – P. 223-234. URL : – https://doi.org/10.1080/02602938.2017.1329928 (дата обращения : 30.01.2021).

PDF