КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ
Раздел: ИТ в образовании
Журнал: Профессиональная подготовка бакалавров специальностей "Информатика" и "Прикладная информатика"
15 октября 2012 г.
Авторы: Ивлев Алексей Евгеньевич
А. Е. Ивлев
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ
Переход всего человечества от постиндустриальной фазы развития к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему – увеличение количества и повышение качества учебной информации.
Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как часть многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке.
Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Функции тестирования
Тестирование может выполнять три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
- Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
- Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
- Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала;
- обеспечение одновременной проверки знаний всей группы и формирование мотивации для подготовки к каждому занятию;
- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:
* тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
* компьютерный тест должен быть простым в использовании;
На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его.
* в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос;
Наличие заранее разработанных правил выставления баллов – это одно из важных требований при тестировании. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль.
* вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
* вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
* варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
* необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Можно сделать вывод, что тестирование – жесткая модель обучения, в ней не учитывается личностный подход, а заданное время и метод оценки являются едиными для всех испытуемых.