ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧАТ БОТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Раздел: Использование информационных сервисов и образовательных платформ в сфере профессионального и дополнительного образования

Журнал: Информационные сервисы и образовательные платформы в сфере образования

30 сентября 2021 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна

УДК 004.896

А. Н. Дробахина

А. N. Drobakhina

Дробахина Анастасия Николаевна, канд. пед. наук, доцент, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Россия.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧАТ БОТЫ: НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

EDUCATIONAL CHAT BOTS: PURPOSE, APPLICATION, PROSPECTS

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением чат-ботов в образовании: описан их потенциал, преимущества использования и возможные ограничения.

Abstract. The article discusses issues related to the use of chat bots in education: their potential, advantages and limitations of use are described.

Ключевые слова: чат-бот, обучение.

Keywords: chatbot, learning.

 

Чат-бот – это программа-собеседник, имитирующая человеческое общение при помощи текста или голоса. Главной функцией чат-бота является автоматический ответ на команду, введенную пользователем. Чат-боты не требуют установки, бесплатны и не занимают отдельное место в памяти смартфона [1, с. 441].

Технология чат-ботов известна более 50 лет (первый чат-бот «Eliza» был создан в 1966 г. профессором Массачусетского технологического института Дж. Вайнценбаумом), но получила широкое распространение в последние годы в связи с ростом популярности мессенджеров – бесплатных систем обмена текстовыми сообщениями, изображениями, видео, аудио и электронными документами, устанавливаемых на смартфоны или персональные компьютеры и работающих при наличии Интернет-соединения.

Чат-боты с успехом используются в различных сферах человеческой деятельности: маркетинге и финансовой сфере, медицине и образовании, недвижимости и девелопмента и др. областях.

Чат-боты используются для различных практических целей и по мере их развития (при разработке чат-ботов в настоящее время активно применяются нейронные сети и машинное обучение) появляется все больше возможностей для их применения. Современные чат-боты не только отвечают на типовые вопросы или выполняют развлекательную функцию, с помощью чат-бота можно искать информацию, обучаться, переводить, тестировать, играть или пользоваться другими сервисами [1, с. 441]. Чат-боты с успехом выполняют функции личного секретаря, оказывают помощь в управлении личными финансами, осуществляют сбор и обработку аналитических данных по указанной пользователем теме, консультируют клиентов, помогают делать заказы в интернет магазинах [3, с. 96].

Технология чат-ботов является настолько перспективным направлением в сфере информационных технологий, что некоторые специалисты уверены, что в ближайшем будущем чат-боты могут привести к исчезновению некоторых профессий, упразднению спроса на специалистов в разных областях деятельности [6].

В последние годы технология чат-ботов активно внедряется в образовательный процесс, и это не случайно. Особенностями чат-ботов, позволяющими применять их в образовании, является их многозадачность, позволяющая автоматизировать целый ряд процессов (например, проведение консультаций, контрольных мероприятий и экзаменов, проверку результатов тестирования, ведение опросов обучающихся), а так же удобство взаимодействия с пользователем за счёт комфортного формата общения, имитирующего разговор с собеседником [7, с. 532].

Учитывая, что чат-боты представляют из себя программных роботов, они не подвержены усталости и способны работать в режиме 24/7, что так же делает привлекательным их применение для организации образовательного процесса.

Чат-боты обладают преимуществами в организации образовательного процесса перед традиционным программным обеспечением:

  • предлагают нестандартный способ взаимодействия;
  • сохраняют историю коммуникаций с обучающимся, что позволяет ему перечитать ответ на ранее поставленный вопрос;
  • помогают учащимся быть заинтересованными и мотивированными в процессе обучения [5, с. 69].

Чат-боты в сфере образования могут работать в качестве помощников преподавателей, администрации учебного заведения, вспомогательного и обслуживающего персонала для оказания помощи в решении не только образовательных задач,  но и в организации воспитательной работы в ВУЗе [2, с. 29].

Так, например, в литературных источниках выделяют следующие функции педагогов, которые могут быть автоматизированы чат-ботами:

  • активизация обучающихся за счёт возможного получения тематических дополнительных материалов и наличия обратной связи;
  • поддержка и разгрузка преподавателей при регламентных контрольных мероприятиях;
  • структурированное, грамотно выстроенное ознакомление обучающихся с материалами по конкретной дисциплине;
  • автоматизированное проведение промежуточных рубежных контролей и заключительной аттестации обучающихся;
  • возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  • групповые и индивидуальные консультации, информационное сопровождение и др. [7, с. 536].

Кроме того, чат-боты могут осуществлять отправку почты, актуальной информации по интересующей тематике, рассылку напоминаний, формировать индивидуальные планы занятий. Чат-боты могут помогать консультировать абитуриентов и студентов, заполнять заявки, проводить инструктаж и тестирование, составлять расписание встреч или телефонных звонков, выполнять другую рутинную работу.

Чат-боты имеют большой потенциал в образовании, и трудно не согласиться с мнением, что каждая задача, которую чат-бот берет на себя вместо преподавателя, позволяет преподавателю освободить время на то, чтобы сосредоточиться на своей основной работе – обучении [6]. Однако не любой образовательный процесс может быть переведен в формат общения с чат-ботом, а чат-боты не смогут полностью заменить педагогов, ведь им сложно решать задачи, требующие творческого подхода.

Список литературы

  1. Бода, Л. А. Чат-бот Telegram как инструмент создания тестов для формирующего контроля [Текст]. / Л. А. Бода // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Минск, 2021. – С. 439-443.
  2. Буяковская, И. А. Чат-боты в организации воспитательной работы в вузе [Текст]. / И. А. Буяковская, А. Н. Дробахина // Национальная конференция «Актуальные вопросы современной науки: теоретические и практические аспекты». – Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2020 – С. 27-30.
  3. Использование чат-ботов в образовательном процессе [Текст]. / А. С. Аристова, Ю. С. Безносюк, П. К. Ведикер, Н. Е. Воронович // II Международная конференция «Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования». Материалы конференции, 2020. – С. 95-99.
  4. Как научиться доверять искусственному интеллекту [Электронный ресурс]. // Сетевое издание «Harvard Business Review Россия» («Гарвард Бизнес Ревью Россия»). – URL : https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/811001.
  5. Киргизова, Е. В. Чат-бот как средство формирования финансовой грамотности обучающихся в условиях цифровой трансформации [Текст]. / Е.В. Киргизова // Глобальный научный потенциал, 2021. – № 6 (123), С. 67-69.
  6. Модернизируйте процесс обучения при помощи чат-ботов [Электронный ресурс]. // Snatchbot. – URL : https://ru.snatchbot.me/education.
  7. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе [Текст]. / Б. С. Горячкин, Д. А. Галичий, В. С. Цапий, В. В. Бурашников, Т. Ю. Крутов // E-Scio, 2021, № 4 (55). – С. 529-551.

 

PDF