Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН КУРСОВ В ВУЗАХ

Авторы: И. Б. Готская, Е. В. Лавренова
Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование

УДК 378.1

И. Б. Готская, Е. В. Лавренова

I. B. Gotskaya, E. V. Lavrenova

Готская Ирина Борисовна, д. п. н., профессор кафедры информационных технологий и электронного обучения, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; профессор факультета программной инженерии и компьютерной техники, Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург, Россия.

Лавренова Екатерина Владимировна, к. п. н., директор, Институт цифрового образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия.

Gotskaya Irina Borisovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Computer technology and e-learning Department, Herzen State Pedagogical University of Russia; Professor of the Program Engineering and Computer Technics Faculty, ITMO University, Saint-Petersburg, Russia.

Lavrenova Ekaterina Vladimirovna, Candidate of pedagogical sciences, Director of the Institute of Digital Education, Moscow City University, Moscow, Russia.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН КУРСОВ В ВУЗАХ

FOREIGN EXPERIENCE OF ONLINE COURSES APPLICATION IN UNIVERSITIES

Аннотация. Статья посвящена исследованию практического опыта применения онлайн курсов в зарубежных университетах. Выделены особенности и приведены примеры моделей обучения с использованием онлайн курсов при подготовке бакалавров и магистров.

Annotation. The article is devoted to the study of the practical experience of using online courses in foreign universities. The features are highlighted and examples of learning models using online courses in the preparation of bachelors and masters are given.

Ключевые слова: онлайн курсы, электронное обучение, зарубежные университеты.

Keywords: online courses, e-learning, foreign universities.

 

Общим трендом для национальных зарубежных университетов стран с развивающейся цифровой экономикой является увеличение открытых онлайн курсов, размещаемых на более, чем 40 платформах онлайн курсов: к настоящему времени около1000 университетов по всему миру разместили хотя бы по одному онлайн курсу [1]. В число первых десяти университетов вошли: Мичиганский университет, Индийские институты технологий (IITs) в Харагпуре и в Мадрасе, Массачусетский Технологический Институт, Стэнфордский университет Калифорнийский университет в Ирвайне Университет Джонса Хопкинса, Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне, Колорадский университет в Боулдере, Пенсильванский университет, Университет Ковентри, Гарвардский университет.

В зарубежных университетах приоритетной является смешанная модель (blended learning) встраивания онлайн курсов в образовательный процесс, при этом используются не только авторские онлайн курсы, разработанные преподавателями конкретного университета, но и размещенные в открытом доступе на известных онлайн платформах [1].

Очевидна общая тенденция создания институциональных образований (например, ассоциаций, консорциумов) для объединения возможностей нескольких университетов по разработке и дальнейшему использованию онлайн курсов [2, 3].

Полное онлайн обучение преимущественно полномасштабно реализуется в виртуальных или открытых университетах (например, Открытый университет Великобритании, Нидердандов, Израиля, Индии им. Индиры Ганди, Народный университет в Сан-Франциско и т.д.) [1, 2]. Однако обучение в некоторых таких университетах не предполагает получение степени бакалавра или магистра: пройденные курсы по образовательным программам бакалавриата или магистратуры можно только перезачесть и продолжить обучение в очном формате в одном из университетов [1]. Такая организационная модель совмещения онлайн обучения с последующим обучением в очном традиционном формате – один из ведущих трендов в зарубежной образовательной практике университетов многих стран [4].

Встречается и обратная модель – онлайн обучение для тех, кто не завершил традиционное обучение и не получил степень бакалавра или магистра. Например, в Бостонском университете (Boston University, BU, США) имеется возможность завершить обучение в формате онлайн по программе бакалавриата «гуманитарные науки» (https://www.bu.edu/online/programs/undergraduate-program/undergraduate-degree-completion-program/), но при этом необходимо выполнение одного условия – это наличие 52-64 переводных академических кредита (общее количество кредитов по программе – 64-76 кредитов, продолжительность обучения – 18-36 месяцев). Студенты, обучающиеся онлайн, пользуются всеми рекреационными возможностями университета, видеолекции и интерактивные занятия в онлайн среде проводят тех же ведущие профессора и приглашенные эксперты, которые преподают в кампусе.

Важно, что онлайн обучение предполагает обязательное взаимодействие преподавателей и студентов через проведение обязательных вебинаров, интерактивных сессий, онлайн консультаций и т.д. Со студентами работает команда дистанционного обучения, включающая не только преподавателей, но и тьюторов, администраторов, что позволяет повысить комфортность обучения и значительно снизить отсев студентов [1, 2, 5]. Аналогичная организационная модель реализуется в этом университете по 18 магистерским программам (https://www.bu.edu/online/programs/), однако поступление и обучение по этим программам возможно только для студентов, получивших степень бакалавра, при этом не является обязательным наличие переводных академических кредитов.

Прием на некоторые магистерские программы возможен только при наличии профессионального сертификата, например, для поступления на онлайн магистерскую программу «Master of Science in Insurance Management» требуется сертификат Chartered Property Emerty Underwriter (CPCU).

Подобная организационная модель реализуется в Бирмингемском университете (Великобритания) по пяти онлайн магистерским программам (https://hub.birmingham.ac.uk/degrees/), к организационно-методическим особенностям обучения по которым относятся модульная структура программ (регистрация на каждый последующий учебный модуль возможна только при выполнении предыдущего модуля) и подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) – исследовательского проекта. Онлайн обучение также предполагает активное онлайн взаимодействие с преподавателями, тьюторами и сокурсниками по группе.

Интересно, но организация онлайн обучения в многих зарубежных университетах подобна организации заочного обучения в XX веке, а именно включает обязательное (до двух недель) обучение в кампусе, а также прохождение обязательных практик в традиционном формате.

Во всех зарубежных университетах предъявляются высокие требования к онлайн курсам, в том числе к содержанию, дизайну и технологии реализации. Общепринятой практикой является видеозапись лекций в кампусе, что сближает онлайн и традиционное обучение, создает эффект присутствия в аудитории. Съемка дополнительных видеолекций и видеосюжетов происходит в специальных студиях, лабораториях, музеях и прочих местах. Сценарий и места сьемки таких видеоматериалов обязательно согласуются с автором онлайн курса.

Следующий тренд в развитии онлайн обучения и применения онлайн курсов в зарубежных университетах – это онлайн программы MicroMasters с получением сертификата, что позволяет завершить очно обучение и получить степень магистра [1, 4]. Например, в Бостонском университете (https://www.bu.edu/online/programs/) реализуется 29 онлайн программ MicroMasters по различным направлениям с получением сертификата. В Массачусетском технологическом институте (MIT) предлагается 35 таких онлайн программ (https://www.edx.org/micromasters). Программы MicroMasters пользуются заметной популярностью в известных зарубежных университетах США (Колумбийский университет, Университет Квинсленда, Университет Аризоны, Мичиганский университет и т.д.) и Европы (Лёвенский католический университет, Бирмингемский университет и т.д.).

Применение онлайн курсов и развитие онлайн обучения в Индии имеет свои национальные особенности, главная из которых – это жесткий контроль качества онлайн курсов, размещаемых на национальной онлайн платформе SWAYAM, Комиссией по университетским грантам – UGC (определяет стандарты преподавания, экзаменов, а также направления исследований в университетах). Государственным университетам разрешено до 40 % кредитов перезачесть по онлайн курсам и только размещенным на национальной онлайн платформе SWAYAM (https://www.classcentral.com/report/moocwatch-25-india-online-degrees/). Эти онлайн курсы выбираются преподавателями два раза в год и предлагаются для выбора студентам, по завершению каждого онлайн курса сдается обязательный очный экзамен в одном из 1000 экзаменационных центров, созданных по всей Индии.

Наряду с онлайн курсами в Индии по определённым направлениям (50+) реализуются платные онлайн программы бакалавриата и магистратуры. Однако эту подготовку могут позволить не все университеты, а только аккредитованные Национальным советом по оценке и аккредитации (NAAC); имеющие опыт работы не менее пяти лет; входящие два года подряд из последних из трех лет в топ 100 лучших университетов Индии (Национальная система институционального рейтинга – NIRF). Онлайн обучение в Индии (как и в вузах США и Европы) организуется с обязательным участием преподавателей и тьюторов, а также предполагает активное взаимодействие со студентами в рамках вебинаров, открытых дискуссий, консультаций и т.д.

Результаты анализа опыта применения онлайн курсов в зарубежных странах позволили выделить несколько общих трендов, главными из которых являются совмещение онлайн обучения с последующим обучением в очном традиционном формате; развитие онлайн программ MicroMasters; участие в онлайн обучении не только преподавателей, но и тьюторов, представителей администрации; обязательное онлайн взаимодействие студентов друг с другом, с преподавателями и тюторами.

Список литературы

  1. Готская, И. Б. Опыт зарубежных вузов в применении онлайн курсов / И. Б. Готская, Е. В. Лавренова. Текст: электронный // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2021. – № 7 (июль). – ART 2969. – URL : http://emissia.org/offline/2021/2969.htm (дата обращения : 28.11.2021).
  2. Гриншкун, В. В. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия : Информатизация образования. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 7-17.
  3. Храмова, И. Ю. Модели интеграции массовых открытых онлайн курсов в основные образовательные программы вузов / И. Ю. Храмова. Текст: электронный // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства/Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 31 января 2019. – URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39574036_60292336.pdf (дата обращения : 28.11.2021).
  4. Online master of science in computer science [Электронный ресурс]. – URL : https://omscs.gatech.edu/ (дата обращения : 28.11.2021).
  5. The outlook for Harvard online learning [Электронный ресурс]. – URL : https://news.harvard.edu/gazette/story/2020/06/the-outlook-for-harvards-online-learning/ (дата обращения : 28.11.2021).

Теги: онлайн курсы, электронное обучение, зарубежные университеты, online courses, e-learning, foreign universities

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация