ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Завьялова Виктория Александровна

УДК 378.046.4

В. А. Завьялова

V. A. Zavyalova

Завьялова Виктория Александровна, аспирант, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия.

Zavyalova Victoria Aleksandrovna, postgraduate, Russian state vocational pedagogical university, Yekaterinburg, Russia.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ELECTRON EDUCATIONAL CONTENT IN SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие «электронный образовательный контент». Проведен анализ трансформации форм учебных занятий, методов и дидактических принципов обучения в соответствии со спецификой электронного образовательного контента в системе дополнительного профессионального образования.

Annotation. The article considers the concept of «electronic educational content». An analysis has been carried out on the transformation of the forms of training, methods and didactic principles of learning in accordance with the specifics of electronic educational content in the system of additional vocational education.

Ключевые слова: контент, электронный образовательный контент, дополнительное профессиональное образование, электронное обучение.

Keywords: content, electron educational content, additional professional education, e-learning.

 

Современная система дополнительного профессионального образования целостно связана с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования без отрыва от производственной деятельности и изучения материала в круглосуточном режиме высоко оценивается как работодателем, так и обучающимся. Таким образом, для удовлетворения потребностей участников образовательного процесса, организации дополнительного образования заинтересованы акцентировать внимание на формировании электронного ресурса, используемого при реализации образовательных программ. Содержание, наполнение и удобство использования контента является одним из немаловажных показателей качественного освоения материала обучающимися.

В век внедрения и интенсивного использования информационных, компьютерных, цифровых и интернет-технологий понятие «контент» (англ. сontent – содержание, наполнение) имеет обширное употребление во всех сферах деятельности человека. Контент классифицируется по форме подачи, по назначению, по оригинальности. При этом все способы доведения информации до человека, использующего электронный ресурс, тесно взаимосвязаны между собой (рис. 1).

Описание: C:\\Users\\zva\\Desktop\\123.jpg

Под формой подачи информации подразумевается, в каком виде будет осуществляться восприятие содержимого электронного контента: текстовый файл, рисунок или схема, аудиозапись или видеозапись. Под оригинальностью контента, в свою очередь, понимается его уникальность или неуникальность. Рассматривая контент с точки зрения назначения, его подразделяют на обучающий, продающий, коммуникативный, развлекательный и другие виды [4].

В своей работе Д. В. Гринченков и Д. Н. Кущий классифицируют электронный контент по образовательно-методическим функциям (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные средства контроля, электронные учебно-методические комплексы) и по типу информации (текстовая, визуальная, комбинированная, аудио- и видеоинформация, интерактивные модели, сложноструктурная) [2].

В педагогической литературе термин «контент» используется с уточнениями «образовательный», «обучающий», «учебный». В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 образовательный контент – «структурированное предметное содержание», применяемое при освоении образовательных программ и являющееся составной частью электронного образовательного ресурса [1]. В своей монографии А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина аналогичным образом определяют понятие образовательного контента, ссылаясь на обязательность отчетливости структуры предметного наполнения, используемого в образовательном процессе [8].

Под дефиницией «контент» авторы, изучающие дистанционные образовательные технологии, понимают тексты, графические, звуковые, зрительные способы представления информации, мультимедиаи другие виды информационного наполнения [4, 5].

В словаре понятий и определений контент – это «содержание. Существенными параметрами контента является его объем, актуальность и релевантность» [9, с. 48].

П. С. Ломаско образовательный контент рассматривает как наполнение интерактивного средства обучения определенным содержанием, которое предоставляется результатом совокупности аудио, видео, текстовой и другой информации [6].

Проанализировав предлагаемые в научной и нормативной литературе определения образовательного контента, осмелимся определить его как актуальное, значимое, качественное содержание образовательного ресурса, состоящее из мультимедийных источников информации, используемых обучающимися для освоения образовательной программы.

Несмотря на то, что электронный образовательный контент призван выполнять в процессе обучения такие функции, как демонстрация учебной информации, информационно-справочное обеспечение, приобретение практических навыков, контроль и оценку, форма организации учебных занятий, при этом уже не является, традиционной классно-урочной, а представляет собой некую совокупность индивидуальной и групповой форм. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий открывают новые возможности для увеличения результативности освоения образовательных программ, в том числе и во время внеаудиторной контактной работы. В электронном образовательном контенте могут присутствовать все виды традиционных занятий, но в новом формате, с учетом специфики электронной образовательной среды. Этот аспект особенно актуален в системе дополнительного профессионального образования, так как появляются возможности освоения программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации без ущерба для профессиональной деятельности, а также варианты выбора образовательных организаций и даже определенных преподавателей [3].

На примере некоторых традиционных видов учебных занятий можно увидеть, насколько расширяются их возможности при использовании электронного образовательного контента в системе дополнительного профессионального образования:

  • лекционные занятия реализуются как в режиме видеоконференций, когда преподаватель выступает в привычной всем роли лектора, так и в электронной форме: тексты, презентации, учебные пособия и другое. При этом слушателям, как правило, дается возможность сохранить учебную информацию на электронном носителе и вернуться к ней в удобное время, что актуально для тех, кто осваивает образовательную программу без отрыва от производства;
  • практические занятия имеют ряд преимуществ в отличие от аудиторных, так как получение практических навыков с помощью учебных тренажеров может проводиться в режиме отсроченного времени, что немаловажно, если обучающийся находится в другом часовом поясе;
  • консультации обучающихся возможны в режиме видеоконференций или чатов, либо в порядке асинхронного взаимодействия участников образовательного процесса с использованием социальных сетей и электронной почты.

Мы видим, что при использовании электронного образовательного контента в системе дополнительного профессионального образования при проведении учебных занятий с использованием информационных технологий методы обучения, классифицированные по источнику получения знаний, остаются неизменными: словесные, наглядные, контрольные.

Рассмотрим применение электронного образовательного контента в дополнительном профессиональном образовании с точки зрения традиционных дидактических принципов обучения: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой [7].

Отразим, как дидактические принципы обучения действуют в условиях электронного образовательного контента, учитывая, что использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования затрагивает, в первую очередь, категорию взрослого населения:

  1. Сознательность и активность. Среди условий и факторов для сознательного усвоения знаний, помимо перечисленных И. П. Подласым [7], необходимо взять во внимание андрагогические особенности обучающихся, как правило, это личности, самостоятельно сделавшие выбор в пользу получения дополнительного образования с использованием электронного обучения.
  2. Наглядность. Содержание контента, как правило, содержит представление учебной информации в различных видах: текст, графика, видеоконференции и другие.
  3. Систематичность и последовательность. При формировании контента учитывается последовательность получаемой обучающимся информации, разделенной на логические части, которые входят в единую смысловую структуру.
  4. Прочность. При использовании образовательного контента обучающийся может самостоятельно регулировать процесс обучения, как правило, доступ к ресурсу круглосуточный, как и возможность асинхронного взаимодействия с преподавателем. Эти факторы, помимо видов и методов обучения, также способны влиять на прочное усвоение учебного материала.
  5. Научность. Учебные материалы, входящие в контент, должны соответствовать реализуемой образовательной программе и содержать подлинную информацию, соответствующую тематике учебного предмета.
  6. Доступность. Взаимосвязь содержания учебных материалов и уровень возрастных и интеллектуальных способностей обучающихся.
  7. Связь теории с практикой. Наличие возможности использовать полученные теоретические знания в практической составляющей реализуемой образовательной программы в виде электронных тренажеров, выполнения лабораторных работ и других форм практической деятельности.

Таким образом, делаем вывод, что при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования применение электронного образовательного контента в части организации процесса обучения не отличается от традиционной аудиторной формы реализации образовательных программ. Формы учебных занятий, методы и дидактические принципы обучения при освоении программ с помощью электронного образовательного ресурса видоизменяются в соответствии со спецификой обучения, делается акцент на применение информационных компьютерных технологий для достижения наибольшего уровня эффективности обучения.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 15.11.2019).
  2. Гринченков, Д. В. Методологические, технологические и правовые аспекты использования электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Д. В. Гринченков, Д. Н. Кущий. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2013. – № 2 (171). – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-tehnologicheskie-i-pravovye-aspekty-ispolzovaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov (дата обращения : 23.01.2020).
  3. Девтерова, З. Р. Организационные формы дистанционного обучения и специфика их применения в информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] / З. Р. Девтерова. // Сибирский педагогический журнал. 2011. – № 12.– Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-formy-distantsionnogo-obucheniya-i-spetsifika-ih-primeneniya-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede (дата обращения : 23.01.2020).
  4. Иванова, Л. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в создании учебного контента [Текст]. / Л. Б. Иванова, Н.  Н. Сокол. // Informatizationofsociety: socio-economic, socio-culturalandinternationalaspects: ma-terialsoftheXinternationalscientificconferenceonJanuary 15–16, 2020. – Prague : Vědeckovyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2020. – 63 p. – ISBN 978-80-7526-436-7.
  5. Кихтан, В. В. Образовательный контент в интернет-медиа: история становления и тенденции развития: автореферат дис. ...доктора филологических наук: 10.01.10 [Электронный ресурс]. / В. В. Кихтан; [Место защиты : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания]. – Москва, 2011. – 44 с. – Режим доступа : https://dlib.rsl.ru/viewer/01004842349#?page=1 (дата обращения : 20.01.2020).
  6. Ломаско, П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете [Электронный ресурс]. / П. С. Ломаско. // Современное образование. – 2017. – № 4. – С. 143-151. – DOI: 10.25136/2409-8736.2017.4.24870 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24870 (дата обращения : 16.01.2020).
  7. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов [Текст]. / И. П. Подласый. – М. : Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. – 365 с.
  8. Сергеев, А. Г. Введение в электронное обучение: монография [Текст]. / А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина; Владим. гос ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2012. – 182 с.
  9. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие [Текст]. / Е. В. Ширшов. – М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 138 с.
PDF