РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ САМОКОНТРОЛЯ И АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

Раздел: Достижение учителей и обучающихся: трансляция передового педагогического опыта в образовательной области «Технология»

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 2

27 января 2022 г.

Авторы: Астрейко Александр Яковлевич , Старостенко Денис Владимирович , Гринько Иван Михайлович , Корнеевец Дарья Кирилловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378

С. Я. Астрейко, И. М. Гринько, Д. В. Старостенко, Д. К. Корнеевец

S. Ya. Astreiko, I. M. Grinko, D. V. Starostenko, D. К. Korneevets

Астрейко Сергей Яковлевич, к. п. н., доцент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Гринько Иван Михайлович, учитель технического труда высшей категории, ГУО СШ № 14, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Старостенко Денис Владимирович, магистрант, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Корнеевец Дарья Кирилловна, студентка 3 курса ТБФ, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Astreiko Sergey Yakovlevich, PhD, Associate Professor, Mozyr State Pedagogical University name of I. P. Shamyakin, Mozyr, Republic of Belarus.
Grinko Ivan Mikhailovich, Teacher of technical labor of the highest category, Secondary school No. 14 of Mozyr, Mozyr, Republic of Belarus.
Starostenko Denis Vladimirovich, Master's student, Mozyr State Pedagogical University name of I. P. Shamyakin, Mozyr, Republic of Belarus.
Korneevets Darya Kirillovna, 3-year student, Mozyr State Pedagogical University name of I. P. Shamyakin, Mozyr, Republic of Belarus.

 

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ САМОКОНТРОЛЯ И АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

STUDENTS 'DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL AND ADEQUATE SELF-ASSESSMENT IN TECHNICAL LABOR LESSONS

 

Аннотация. В статье раскрываются основные этапы процесса развития самоконтроля и адекватной самооценки у учащихся на занятиях по техническому труду, критерии оценки практических работ, способы и приемы развития адекватной самооценки.

Annotation. The article reveals the main stages of the process of developing self-control and adequate self-esteem among students in technical work classes, criteria for evaluating practical work, methods and techniques for developing adequate self-esteem.

Ключевые слова: учащийся, развитие, самоконтроль, адекватная самооценка, технический труд.

Keywords: student, development, self-control, adequate self-assessment, technical work.

 

Каждый учитель технического труда в своей практике сталкивается с одной и той же проблемой: все учащиеся имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития. В одних случаях наблюдаются всплески повышенной активности и нетерпения, ученик не может даже выслушать до конца объяснения педагога, быстро хватается за выполнение учебного задания, но при первой трудности так же быстро теряет к нему интерес. Другие, наоборот, очень медленно вникают в суть учебного задания, но постепенно делают его всё с большим увлечением. Зачастую, это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Вместе с тем, одни учащиеся способны выполнять учебное задание самостоятельно, получив инструктаж и объяснения учителя, другие, полностью теряются, получив даже небольшую долю самостоятельности. Следовательно, необходимы адекватные по сложности, личностно-ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха, а, следовательно, и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению.

Главным качеством для управления собственной учебно-технологической деятельностью является развитие у учащихся самоконтроля и адекватной самооценки. Сформированная адекватная самооценка способствует развитию потребностно-мотивационной сферы личности, подталкивает ученика к рефлексивной деятельности, анализу своих действий. Это приводит к осознанию учащимися противоречий между знанием и незнанием, и созданию учебно-познавательных трудностей.

В данной деятельности учащиеся проявляют чувство неудовлетворения собой, уровнем своих знаний, умений и навыков, что подталкивает их к приобретению новых. Именно появляющиеся противоречия будут основной движущей силой к самостоятельной оценке своих действий и к выявлению причин своих ошибок.

В результате этого, необходимость в самоконтроле и адекватной самооценке проявляет познавательную активность ученика, заставляет его самостоятельно думать и ориентирует на изменение себя.

Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд» наиболее способствует развитию у учащихся потребности в самоконтроле и адекватной самооценке своих умственных и физических действий. Опыт показывает, что не всегда в учебной деятельности преподаватели используют задания, направленные на самоконтроль и самооценку действий учащихся.

В связи с этим учебная работа с обучаемыми постепенно лишается внутренней мотивирующей основы, учащийся из субъекта деятельности определяется в позицию объекта образовательного воздействия учителя. Поэтому педагог должен создать на уроке технического труда условия для развития контрольно-оценочных действий учебной деятельности учащихся.

В свою очередь основным в данной учебной деятельности учащегося является то, что он изучает и для чего он это делает. При этом необходимо добиваться, чтобы ученик понимал, что с ним происходит в процессе обучения техническому труду. Он должен, ощущать своё постоянное развитие и совершенствование, как в теории, так и на практике.

Важнейшей предпосылкой для организации данной деятельности является создание зоны психологического комфорта для приобретения учащимися знаний, умений и навыков. Основными компонентами положительного психологического климата являются: взаимное уважение, понимание и обогащение учителя и учащихся. Любые достижения ученика при изучении технического труда учитель должен замечать и поощрять в различных формах. Данная деятельность позволит ученикам обрести уверенность в себе и своих способностях в разных видах умственной и практической деятельности; создаст ситуацию успеха и раскроет перед каждым учеником возможности для формирования адекватной самооценки.

Изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы [1, 2, 3, 4] позволили выделить и рассмотреть основные этапы развития самоконтроля и адекватной самооценки у учащихся на занятиях по техническому труду.

Первый этап ориентирован на понимание учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя, который должен успешно решить следующие задачи:

  • показать учащимся, что любое обучение – это передача обучаемому различными способами учебного материала и выявление уровня его усвоения;
  • ознакомить учащихся с критериями оценки теоретических знаний, практических умений и навыков;
  • объяснить учащимся, после изучения каких разделов и тем необходимы самоконтроль и самооценка;
  • раскрыть критерии оценки практических работ:
    а)    организация учебного места;
    б)    соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических условий труда;
    в)    правильность и рациональность применения в ходе работы инструментов и приспособлений, а также выполнения операций и приёмов (технологический процесс);
    г)     время, затраченное на выполнение задания (производительность труда); соответствие изделия чертежу (размеры и качество).

Второй этап направлен на овладение учащимися навыками оценки деятельности своих одноклассников. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, уметь корректно оценивать деятельность другого человека.

Третий этап ориентирован на овладение умениями самоконтроля и адекватной самооценки своей учебной деятельности. Ученику необходимо научиться наблюдать за своей учебной деятельностью, выполнять самоконтроль и самооценку.

Наряду с этапами развития самоконтроля и адекватной самооценки учащихся учителю технического труда следует использовать всевозможные способы и приемы развития адекватной самооценки:

  • различные по сложности графические, технологические и конструкторские задачи;
  • коллективную работу в группах с единой оценкой всей группы;
  • проверку и оценку работы одноклассника;
  • использование алгоритмов, схем и моделей для выполнения учебных заданий;
  • составление для учащихся контрольно-проверочных заданий;
  • разные приемы работы над ошибками и другое.

В практике педагогической деятельности для развития адекватной самооценки учащихся учителя технического труда используют также приемы по созданию ситуаций критической самооценки. Рассмотрим некоторые из данных ситуаций.

  1. Учащимся дается задание составить технические задачи для одноклассников, используя пройденный материал.
  2. Учащимся даются задания, составленные учителем или одноклассниками на нахождение и исправление ошибок, например, в процессе изготовления изделия.
  3. Учащиеся решают одну и ту же техническую задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.
  4. Учащимся даются графические, технологические или конструкторские задачи с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.
  5. Учащимся даются задания с избыточными данными.

Таким образом, использование учителем технического труда на учебных занятиях вышеизложенных этапов процесса развития самоконтроля и адекватной самооценки учащихся будет способствовать эффективному развитию их личностных качеств, а также умственных, физических и творческих способностей.

Список литературы

  1. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [Текст] / А. Б. Воронцов. – Москва : Просвещение, 2019. – 303 с.
  2. Кочетов, А. И. Как заниматься самовоспитанием [Текст] / А. И. Кочетов. – Минск : Вышэйшая школа, 1991. – 287 с.
  3. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность: пособие для учителя [Текст] / К. Н. Поливанова. – Москва : Просвещение, 2018. – 192 с.
  4. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – Рига : Эксперимент, 1999. – 136 с.
PDF