ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Раздел: Достижение учителей и обучающихся: трансляция передового педагогического опыта в образовательной области «Технология»

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 2

27 января 2022 г.

Авторы: Арнст Елена Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377.5

Е. А. Арнст

E. А. Arnst

Арнст Елена Анатольевна, преподаватель, ГПОУ НПК, г. Новокузнецк, Россия.

Arnst Elena Anatolyevna, teacher, GPOU NPK, Novokuznetsk, Russia.

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE MENTORING MODEL IN THE PEDAGOGICAL COLLEGE

 

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к реализации модели наставничества в педагогическом колледже, описаны основные мероприятия по формам наставничества «Учитель-Учитель», «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», промежуточные результаты и определены перспективы дальнейшей работы.

Annotation. The article reveals the main approaches to the implementation of the mentoring model in the pedagogical college, describes the main activities for the forms of mentoring «Teacher-Teacher», «Teacher-student», «Student-student», intermediate results and identified the prospects for further work.

Ключевые слова: наставник, наставнические пары, траектория развития, индивидуальный план наставника.

Key words: mentor, mentoring couples, developmental trajectory, individual mentor plan.

 

Деятельность наставника – важное направление работы профессиональной образовательной организации, в которой наставником может быть педагог, имеющий достижения в методической, учебно-воспитательной и производственной сферах деятельности.

Наставник – специалист, обладающий определенным опытом и знаниями, обладающий высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для совладения профессией [1].

Цель наставничества в образовательной организации состоит в обеспечении успешной адаптации молодого педагога в учреждении, оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, управление траекторией развития обучающихся, уровнем мотивации и творческой активности, побуждением к поиску уникальных решений, организации работы инициативных групп для освоения нового направления профессиональной деятельности, активизации роли обучающихся – из обучаемых в обучающих.

Выделенные цели определяют перечень задач:

  • привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательной организации.
  • создать комфортную профессиональную среду в колледже, позволяющую реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Наставником может стать любой педагог, обладающим опытом в необходимой сфере деятельности, однако деятельность по реализации передачи опыта будет эффективнее при сформированности личностных качеств и компетенций наставников – устойчивая внутренняя мотивация к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям; содержательный интерес к деятельности, которую осваивает обучающийся; открытость, общительность, коммуникабельность; лидерские качества; настойчивость, нацеленность на результат; терпение и толерантность; соответствие личных ценностей ценностям деятельности наставника, организации, корпоративной культуры; склонность к постоянному саморазвитию [2].

В педагогическом колледже реализуются следующие формы наставничества.

«Учитель – Учитель» – предполагает работу с вновь принятыми или переведенными на другую должность педагогами, которым требуется помощь в адаптации.

«Ученик – Ученик» – предполагает взаимодействие обучающихся и взаимообучение.

«Учитель – Ученик» – предполагает передачу знаний и опыта обучающимся. Куратором по наставничеству в колледже был разработан ряд мероприятий. Вначале было проведено анкетирование педагогического коллектива целью выявления потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества (Учитель-Учитель), а также потребности у педагогов в получении информации или овладением компетенциями в различных областях педагогической деятельности.

В результате анкетирования были определены наставнические пары и группы, а также потребности коллектива в организации консультативной работы по различным направлениям профессиональной деятельности: организация внеурочной деятельности обучающихся, организация учебных занятий, организация работы студентов на практике, использование ИКТ в организации учебной работы преподавателя, осуществление руководства проектной деятельностью обучающихся – индивидуальные проекты, осуществление руководства исследовательской деятельностью обучающихся – курсовые работы, ВКР, планирование и реализация работы с группой обучающихся в роли куратора, использование ИКТ оборудования, создание сайтов WSR.

Выявленные потребности коллектива стали основой для проведения работы по повышению квалификации внутри колледжа через систему семинаров-практикумов, мастер-классов, педагогических лекториев и других.

Сформированные наставнические пары и группы закреплены приказом руководителя ГПОУ НПК. Наставники получили и заполнили индивидуальный план, который включает в себя содержание работы, сроки и контрольные точки, работа с наставляемым будет реализована в течении учебного года. По итогам каждого этапа взаимодействия наставника и наставляемого будут подведены предварительные итоги, позволяющие увидеть качественные и количественные изменения в работе наставляемого.

Нами были определены показатели оценки эффективности работы наставника.

  1. закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста,
  2. реализация актуальных педагогических задач на высоком уровне,
  3. повышение профессионального потенциала и уровня наставляемого,
  4. высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым.

Необходимость реализации программы воспитательной работы в колледже дало возможность задуматься о возможности реализации формы наставничества «Ученик – Ученик», для этого было предложено организовать проведение классных часов студентами старших курсов в группах младших курсов. Кураторы в ходе совместного обсуждения с группой продумали возможные темы и содержание внеурочных мероприятий, учли специфику специальности и особенности возраста обучающихся младших курсов.

Наставничество не является принципиально новым направлением деятельности преподавателя, поэтому традиционно реализуются следующие мероприятия по подготовке обучающихся к WSR, участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах и так далее. В приказе о работе наставников были определены преподаватели, активно включающиеся в данный процесс. Эффективность их работы отмечается в конце учебного семестра через различную систему поощрения.

Новым направлением является наставническая деятельность с выпускниками образовательного учреждения, которые могут получить компетентную помощь в своей профессиональной деятельности от педагогов колледже, на сайте образовательной организации размещена Копилка педагогических идей, включающая в себя методические рекомендации по организации и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми, образцы конспектов и других форм работы с детьми разного возраста, варианты учебно-образовательных, творческих, исследовательских проектов.

В рамках реализации национального проект «Демография» преподаватели колледжа являются наставниками при реализации образовательных программ подготовки или переподготовки профессиональных кадров. Были разработаны и утверждены программы курсов, на которых с использованием современного оборудования происходит обучение граждан по различным специальностям.

Одно из необходимых и важных направлений деятельности наставника является профориентационная работа с обучающимися школ. Поэтому были разработаны и реализуются игровые программы по ознакомлению обучающихся – потенциальных абитуриентов с основами профессии, профессиональными навыками, качествами педагога-воспитателя детей дошкольного возраста, учителя начальных классов, педагога дополнительного образования детей.

Таким образом, результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, повышение уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Обучающиеся смогут освоить компетенции исследовательской деятельности, повысить активность участия в мероприятиях различного уровня.

Список литературы

  1. Нугуманова, Л. Н. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы [Текст]. / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. – 2-е издание, доп., перераб. – Казань : ИРО РТ, 2020. – 51 с.
  2. Нугуманова, Л. Н. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) [Текст]. / Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 4. – С. 182-187.

 

PDF