ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Галынина Кристина Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.012.8

К. В. Галынина

K. V. Galynina

Галынина Кристина Владимировна, ассистент кафедры ИОТД, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Galynina Kristina Vladimirovna, Assistant of the Department of IOTD, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ

PREPARING STUDENTS FOR BLENDED LEARNING

 

Аннотация. Статья даёт характеристику смешанному обучению, его элементам и подходам при подготовке студентов в высшем учебном заведении.

Annotation. The article gives a description of blended learning, its elements and approaches in the preparation of students in a higher educational institution.

Ключевые слова: высшее образование, смешанное обучение, онлайн-обучение, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ.

Keywords: higher education, blended learning, online learning, information and communication technology, ICT.

 

В социально-экономическом окружении образование выступает, как одно из значимых систем в обществе. Оно направленно на практико-ориентированную подготовку студентов, развивает талант, индивидуальные качества, а также способствует социально-профессиональной адаптации. К инновационным процессам современного уровня высшего образования относятся электронные технологии. Они оптимизируют управление времени студента для подготовки самостоятельно. К эффективным способам такого обучения можно отнести систему смешанного обучения, при котором используется, как онлайн-обучение, так и традиционное [1].

В смешанном обучении, так же как и в традиционном, предусматривается проведение аудиторных занятий в соответствии с ФГОС и учебными планами по направлениям подготовки [1].

Внутренние нормативные документы регламентируют права и обязанности, взаимодействие преподавателей, студентов и персонала. Одним из основных отличий смешанного обучения, является использование – e-learning. Социальная сеть «ВКонтакте» помогает в технологической реализации электронного обучения, она объединяет дидактическую и организационную деятельность образовательного процесса. Средства ИКТ: скайп, мобильные приложения, социальные сети, при такой форме обучения во многих случаях позволяет выходить за пределы LMS [2]. Облачные вычисления, – модель предоставления пользователю доступа к услугам и вычислительным ресурсам посредством Интернета, – также расширяют возможности электронного обучения.

В основе технологии смешанного обучения «Дистанции» две модели:

  • Flex – преподаватель доступен для очных консультаций, но основная часть учебного материала изучается посредством цифровой платформы, в Интернете, ЭИОС;
  • Online Driver – учебный материал изучается дистанционно, контактная работа с преподавателем в период консультаций и проведения экзаменов.

Наиболее эффективной формой электронного курса является система Moodle, которая содержит режим предъявления материала; лабораторные работы (режим обучения); тестовые задания (режим контроля) [2].

Особенности смешанного обучения: роль преподавателя – тьютор – озвучивает и подготавливает учебный материал, консультирует онлайн; самостоятельная работа студента; индивидуальная поддержка студента преподавателем; групповая учебная деятельность (семинары, дискуссии, конференции); гибкий подход к обучению; регулирование знаний за счёт совмещения базовых знаний и знаний полученных онлайн; учебно-методическая литература используется в необходимое время обучения; наличие различных форм обучения [2].

Смешанная модель может быть представлена в виде цикла «предаудиторная работа – аудиторная работа – постаудиторная работа». Модель перевернутый класс наглядно показывает данный процесс – студент знакомится с новым материалом, выполняет проблемные задания, участвует в дискуссиях, взаимных оценках, контроль предусматривает 1-2 задания; происходит актуализация знаний, выполняет практическую работу офлайн с педагогом и студентами, обсуждает и вновь закрепляет материал; онлайн дорабатывает работу, выполняет задания на закрепление и контроль.

Проектирование учебного процесса, позволяет совмещать аудиторную и электронную работу в единый комплекс. В него входит: результаты обучения, методы оценивания результатов и стратегия преподавания. Необходимо учитывать коммуникативность учебного процесса на всех стадиях, используется связь «студент – преподаватель – контент». Главным является – взаимное оценивание и рецензирование. Ещё одним преимуществом при подготовке студентов является – открытость. Студент может использовать достаточное количество материалов, информации, заданий, рекомендаций, инструкций и т. п. Учебный процесс прозрачный, хорошо наблюдается преподавателем и администрацией [3].

Результативность использования смешанного обучения бесспорна, но её нельзя сопоставлять с традиционной формой обучения. Лишь дополняя друг друга, эти формы позволят студенту получить необходимые знания [4].

Смешанное обучение позволяет: корректировать знания на начальном этапе обучения, ещё до очных занятий; минимизировать пропуски занятий; систематизирует контроль знаний учащихся; повышается интерес к занятиям [4].

В результате сформулируем выводы:

  • задачи, сформулированные ФГОС ВПО в виде компетенций, напрямую или косвенно связанных с ИКТ могут быть решены с использованием метода смешанного обучения;
  • информатизация, которая реализуется в процессе обучения, включает развитие электронного обучения, нормативные документы, регламентирующие и стимулирующие использование технологий смешанного обучения в образовательном процессе;
  • в условиях постоянно и быстро изменяющихся характеристик субъектов образовательного процесса и самой образовательной среды в ВУЗе требуется рефлексия информатизации.

Список литературы

  1. Фомина, А. С. Смешанное обучение в ВУЗе : институциональный, организационно-технологический и педагогический аспект [Электронный ресурс]. / А. С. Фомина. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-v-vuze-institutsionalnyy-organizatsionnotehnologicheskiy-i-pedagogicheskiy-aspekty/viewer (дата обращения : 20.01.2022).
  2. Янченко, И. В. Смешанное обучение в ВУЗе: от теории к практике [Электронный ресурс]. / И. В. Янченко. – URL : 25417.pdf – Яндекс.Документы (yandex.ru).
  3. Кравченко, Г. В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования [Электронный ресурс]. / Г. В. Кравченко. // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeli-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya(дата обращения : 20.01.2022).
  4. Государев, И. Б. К вопросу о терминологии электронного обучения [Текст]. / И. Б. Государев. // ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ, 2015. – № 1(42). – С. 180-183.

PDF