ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НА ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Кадирова Лола Алимджановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.147:004

Л. А. Кадирова

L. A. Kadirova

Кадирова Лола Алимджановна, доцент кафедры Методики преподавания информатики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан.

Kadirova Lola Alimdzhanovna, Associate Professor of the Department of Teaching Methods of Informatics, Andijan State University, Andijan, Republic of Uzbekistan.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НА ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION ON THE WAY OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 

Аннотация. В статье освещаются проблемы на пути внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в высших учебных заведениях Республики Узбекистан и намечаются пути их решения.

Annotation. The article highlights the problems on the way of introducing information and communication technologies into the educational process in higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan and outlines ways to solve them.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная грамотность, базовые компетентности, профессиональная компетентность, образовательный процесс.

Keywords: information and communication technologies, information literacy, basic competencies, professional competence, educational process.

 

В соответствии с Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в настоящее время в стране активно осуществляется реформация, модернизация системы высшего образования, которая предполагает стремительное развитие глобальной информационной образовательной сети, использование современных технологий дистанционного образования, обеспечение образовательных учреждений техническими средствами информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим значительная часть вузов плодотворно разрабатывает и реализует указанные выше технологии, которые позволяют ощутимо изменить характер приобретения, развития и распространения знаний [1].

Традиционная система приобретения знаний в высшем учебном заведении значительно уступает применению в образовательном процессе информационно-коммуникационным технологиям. В настоящее время в республике активно внедряется система управления высшим образованием HEMIS, применение которой значительно повышает уровень доступности образования, предоставляет возможность студентам обращаться к размещенному на сервере учебно-методическому комплексу дисциплины.

Современные стандарты учебно-методического комплекса дисциплины предполагают, что он включает в себя обязательные компоненты (программа дисциплины, методические указания к изучению дисциплины, вопросы и/или тесты для самоконтроля, экзаменационные материалы) и дополнительные (учебник, учебное пособие, курс лекций, хрестоматия, сборник задач, руководство к практическим и лабораторным занятиям, презентации лекций, видео- и аудио-лекции, лабораторные и практические занятия). Открытый доступ к учебному материалу позволяет обеспечить студентов учебно-методическими и дидактическими материалами для изучения дисциплины.

В Андижанском государственном университете студентам предоставляется возможность не только пользоваться материалами, размещенными на HEMIS, но и обращаться к дополнительной литературе из фонда университетского центра информационных ресурсов по QR-кодам, которые демонстративно размещены на баннерах в учебных корпусах кампуса.

Однозначно, применение информационно-коммуникационных технологий в системе высшего образования обеспечивает комфортность для пользователя в построении индивидуальной образовательной траектории. В этом случае студенту предоставляется возможность самостоятельно определять время и последовательность изучения дисциплины. К тому же, появляется возможность неоднократно выполнять лабораторные работы и практические опыты, что в аудиторных условиях ограничено временем и не представляется возможным.

Информационно-коммуникационные технологии стирают границы для плодотворного общения между студентом и преподавателем. Посредством социальных сетей, получивших распространение в среде преподавателей и студентов, обучающийся имеет возможность в любое время связаться с преподавателем, получить ответ на интересующий вопрос. В АндГУ получила распространение социальная сеть Telegram. С этой же целью используются такие технологии, как форум, чат, электронная почта.

Очевидно, что информационно-коммуникационные технологии кроме привлекательности для студентов дают возможность преподавателю постоянно обновлять содержание образования; реализовать любой вид занятия, осуществлять контроль результатов учебной деятельности студентов [2].

В республике идёт процесс постоянного обновления и пополнения материально-технической базы вузов. Но, несмотря на это, ощущается некоторый дефицит ресурсного обеспечения. Кроме того, слабая дидактическая составляющая электронных образовательных ресурсов обусловливает отсутствие технологического подхода к обучению во многих дистанционных учебных курсах [2].

К сожалению, в учебных планах не учитывается переход от репродукционной к наметившейся новой образовательной парадигме, которая характеризуется интегрированием профессиональных знаний и комплекса базовых компетенций, включающих в себя цифровую, финансовую грамотность, критическое мышление, коммуникации у молодёжи. Помимо прочего, отсутствуют инструменты для оценки актуальных навыков XXI века.

Еще одной из злободневных проблем высшего профессионального образования является низкий уровень информационных компетенций преподавателей. В результате чего, отсутствуют активность и эффективность использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий со стороны отдельных преподавателей.

Критический анализ электронных образовательных ресурсов позволяет сделать вывод об отсутствии критериев их качества, а также комплексной системы оценки.

Предлагаемые пути решения накопившихся проблем:

  • дальнейшая реализация мероприятий, намеченных в Концепции [1] позволит решить накопившийся дефицит ресурсов, педагогических кадров;
  • необходимо формирование перечня требований к технологически организованному процессу обучения по разработке электронных образовательных ресурсов;
  • ориентация содержания электронных образовательных ресурсов на разные уровни освоения учебной дисциплины (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский).
  • проблема комплексной оценки электронных образовательных ресурсов должна осуществляться с учетом педагогических, психологических требований.

Таким образом, мы сможем вывести систему высшего образования на качественно новый уровень, где на первый план реализации образовательного процесса выйдет активное использование информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

  1. Мирзиёев, Ш. М. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», ПФ-5847. 08.10.2019. [Электронный ресурс]. / Ш. М. Мирзиёев. – URL : https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения : 20.11.2021).
  2. Минеева, О. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. / О. П. Минеева. // Журнал Современные наукоемкие технологии. Раздел: Педагогические науки – 2010. – № 2 – С. 61-62. – ISSN 1812-7320. – URL : https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24459 (дата обращения : 20.11.2021).

PDF