СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ: РЕЙТИНГ-МЕТОД

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1

27 февраля 2022 г.

Авторы: Евтодьева Надежда Владимировна , Хмельницкая Елена Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК [373.5.016:51]:004

Н. В. Евтодьева, Е. В. Хмельницкая

N. V. Evtodeva, E. V. Khmelnitskaya

Евтодьева Надежда Владимировна, учитель информатики и математики, МОУ «Бендерская гимназия № 2», г. Бендеры, Молдова.
Хмельницкая Елена Владимировна, ст. преподаватель кафедры «Информационные и электроэнергетические системы», БПФ ГОУ «ПГУ им. Т. Г. Шевченко», г. Бендеры, Молдова.

Evtodeva Nadezhda Vladimirovna, teacher of mathematics and information technology, Gymnasium № 2, Bendery, Republic of Moldova.
Khmelnitskaya Elena Vladimirovna, senior lecturer department «Information and electric power systems», BPB SEI «PSU named after T. G. Shevchenko», Bendery, Republic of Moldova.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ: РЕЙТИНГ-МЕТОД

MODERN APPROACHES TO ASSESSMENT OF STUDENTS' ACHIEVEMENTS IN THE LESSONS OF INFORMATION TECHNOLOGY AND MATHEMATICS: RATING METHOD

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме оценивания достижений учащихся в условиях постоянно обновляющихся технологий обучения, в частности, смешанного обучения. В статье рассматриваются основные положения и рекомендации по внедрению рейтинговой системы оценивания достижений учащихся.

Annotation. The article is devoted to the problem of assessing the achievements of students in the context of constantly updated learning technologies, in particular, blended learning. The article discusses the main provisions and recommendations for the introduction of a rating system for assessing student achievement.

Ключевые слова: контроль и оценивание достижений учащихся, балльно-рейтинговая оценка успеваемости, модульное построение курса, преимущества рейтинг-метода.

Keywords: control and assessment of students' achievements, grade-rating assessment of academic performance, modular construction of the course, advantages of the rating method.

 

Сегодня перед системой школьного образования стоит задача использования смешанного обучения, то есть сочетания элементов традиционного обучения с дистанционными электронными формами обучения. В связи с этим в настоящее время возникла проблема отсутствия систематической работы со стороны учащихся по приобретению прочных знаний по предмету. При этом текущее оценивание имеет ряд сложностей, поскольку оно подразумевает фрагментарность и локальность проверок. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить крайне трудно. В то же время в учебном процессе оценка качества результатов подготовки учащихся ведется, как правило, с использованием традиционных форм и методов контроля, с применением слабо дифференцированной, 5-балльной шкалы [2].

Данную проблему может минимизировать введение балльно-рейтинговой оценки успеваемости учащегося, позволяющей максимально учесть все старания учащегося. Рейтинговая система, как одна из форм совершенствования организации учебного процесса и повышения мотивации учащихся к активной и равномерной учебной работе в течение всего периода обучения.

Основой разработки рейтинговой системы является модульное построение курса [1]. При этом учебный курс разбивается на несколько модулей, каждый из которых заканчивается рубежным контролем.

Самым трудоемким процессом является разработка рейтинговых показателей по каждой контрольной точке. При этом необходимо оценить уровень значимости каждого контрольного мероприятия. Наибольший коэффициент значимости присваивается тем контрольным точкам, которые позволяют выявить наличие практических умений и навыков. В зависимости от коэффициента значимости устанавливается минимальный и максимальный рейтинг по каждой контрольной точке, а затем по каждому модулю с нарастающим итогом, который позволит определить рейтинг по предмету в целом.

Реальное значение имеют жесткий и мягкий виды рейтинга. Жесткий рейтинг предусматривает последовательное и четкое по временному графику прохождение всех этапов обучения. Не получив положительного результата на предыдущем этапе, ученик не может выполнять следующий пункт программы. Мягкий – ставит полноту прохождения рейтинга как выбор работы на определенную отметку. Время прохождения индивидуально в рамках времени, отводимого на изучение предмета.

Рейтинговая система должна быть понятна учащимся. С самого начала учащихся необходимо ознакомить со всеми условиями этой системы. Основные ее положения и рекомендации учащимся можно представить на информационном стенде кабинета. Еще одним преимуществом рейтинговой системы является то, что ученик имеет четкое представление об объеме работы по предмету на весь учебный год. Этот объем обозначен в рейтинг-таблице и в картах контрольных точек. Все задания оцениваются определенным количествам баллов [3]. Из числа успевающих учащихся я выбираю консультантов, которые помогают в подготовке и проведении контроля знаний на зачетных занятиях. Цель заработать дополнительные баллы повышает активность учащихся на уроке. Дополнительные баллы получают за работу у доски и анализ ответов других учащихся, за активность во время фронтального опроса, при изучении нового материала и за выполнение творческих заданий по предмету, за работу консультанта.

Подведение итогов работы учащихся по данному разделу представляется в виде суммы баллов за все виды учебной работы. Результат оформляется в виде рейтинг-листа, в котором зафиксировано количество баллов, набранных учеником. Такое подведение итогов оказывает большое влияние на воспитание чувства ответственности, настойчивости, вызывает дух соревнования.

Итак, для использования рейтинговой системы необходимо выполнение следующих условий.

  1. Необходимо дать конкретную информацию о применяемой системе в виде «Памятки ученику по рейтинговым оценкам».
  2. Разработать график прохождения контрольных точек (КТ).
    При разработке оценочных критериев (определении коэффициента значимости и коэффициента усвоения) учитывается:
    • степень сложности изучаемого материала;
    • трудоемкость усвоения (объем времени на выполнение и усвоение учебного элемента);
    • практическая значимость данного учебного элемента.
  3. Для наглядности и стимулирования учащихся составляется и вывешивается в кабинете рейтинг-лист учета КТ (см. табл. 1).

В таблице 1 фиксируются и суммируются баллы, например, за следующие виды работы (контрольные точки):

ТО – текущий опрос;

ДР – домашняя работа;

СР – самостоятельная работа;

ПР – практическая работа;

ТР – творческая работа.

Таким образом, можно сделать выводы о применения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

  • Высокая организующая способность, за счет чего возрастает мотивация учеников к учебной деятельности, формируется ответственность за его результаты.
  • Повышается уровень качества знаний, интерес учащихся к учебному процессу; сокращается количество пропусков занятий.
  • Объективно оцениваются знания учащихся, обеспечиваются единые требования к знаниям и определению норм оценивания.

Таким образом, применение рейтинговой системы оценивания знаний учащихся на уроках математики, информатики повышает качество подготовки учащихся по этим предметам, позволяет осуществлять качественный контроль сформированности универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов.

Список литературы

  1. Выдумкин, И. В. Основы рейтинговой системы. Практические элементы рейтинговой системы [Текст]. / И. В. Выдумкин. – Гусь-Хрустальный, 1993. – 115 с.
  2. Горбачевская, М. В. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся [Текст]. / М. В. Горбачевская. – М. : 2000. – 137 с.
  3. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]. / Н. Н. Самылкина. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 176 с.

PDF