ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Тетерина Нина Борисовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 376.4

Н. Б. Тетерина

N. B. Teterina

Тетерина Нина Борисовна, учитель, МБОУ СОШ № 19, г. Чита, Россия.

Teterina Nina Borisovna, teacher, School № 19, Chita, Russia.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

FORMS AND METHODS OF TEACHING OF CHILDREN WITH DISABILITIES USING ICT TECHNOLOGIES

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме инклюзивного образования в процессе обучения на уроках математики. В представленной статье просматриваются не только образовательные, развивающие и воспитательные задачи, но и коррекционно-развивающие. Данная статья рекомендована преподавателям образовательных учреждений, в частности преподавателям математики, ведущих свою деятельность в условиях инклюзивного образования.

Annotation. This article is devoted to the problem of inclusive education in the process of teaching mathematics lessons. In the presented article, not only educational, developmental and educational tasks are viewed, but also correctional and developmental ones. This article is recommended to teachers of educational institutions, in particular teachers of mathematics, conducting their activities in an inclusive education.

Ключевые слова: технологии, коррекция, трудности, практика, ИКТ-технологии, активное управление, игра, индивидуальная работа.

Keywords: technologies, correction, difficulties, practice, ICT technologies, active management, game, individual work.

 

Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики является приоритетным направлением современной образовательной практики, представляет собой систему мер дифференцированного образования, позволяющую решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в овладении содержательными основами курса математики. В своей работе я столкнулась с ограниченностью методической и рабочей литературы в области обучения детей с ОВЗ, так как обучаю учеников с диагнозом ЗПР и нарушением интеллекта.

Все причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп причин:

  • низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
  • недостатки в развитии внимания;
  • недостатки в развитии памяти;
  • недостатки в развитии мышления;
  • недостатки в развитии речи;
  • несформированность приемов учебной деятельности;
  • индивидуально-типологические особенности.

В своей практике использую следующие методы коррекционно-развивающего обучения детей на уроках математики:

  • объяснительно-иллюстративный метод (метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
  • частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют) [1].

Общие принципы и правила коррекционной работы

  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Главной задачей учителя на уроке становится вовлечь обучающегося в учебную деятельность, привлечь его внимание к теме. Применение компьютера значительно повышает возможности коррекции развития детей с ОВЗ. Использование на уроках математики ИКТ технологий проходит по следующим направлениям:

  • презентации Power Point;
  • текстовые материалы и карточки в Microsoft Word;
  • видеосюжеты.

Нужно использовать разнообразные карточки, применяя их на разных этапах урока, при закреплении и контроле знаний. Из-за низкого уровня долгосрочной памяти применяются следующие карточки: разноуровневые задания (базовый, средний, повышенный уровень); математический тренажер под редакцией Жохова; опорные конспекты.

Это должен быть не один урок, а их система. Ведь только систематическое использование технологии позволяет добиться результата. Ребенок сможет оценить свои способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечисленные выше коррекционно-развивающие методы способствуют устранению трудностей в обучении математике.

Практика работы показывает, что наиболее эффективным средством в коррекционной работе является использование информационных технологий:

  • при проведении устного счета (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
  • при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами, мотивация введения нового понятия, моделирование);
  • при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
  • при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы, отработка определенных умений и навыков);
  • при организации исследовательской деятельности учащихся;
  • при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Наглядным примером из моей практики является использование клавиатуры «Клавинта».

Клавинта представляет собой устройство с сенсором и предназначена для детей с нарушениями моторики и моторных функций. Прибор реагирует на движение руки и пальцев по поверхности клавиш и является отличным средством при различных видах паралича после травм, а также для незрячих и слабовидящих пользователей.

Клавинта оснащена девятью сменными накладками, которые обеспечат многофункциональность использования устройства и позволят осуществлять работу с текстом, таблицами, калькулятором, веб-браузерами и другими полезными приложениями. В течение нескольких лет я занимаюсь домашним обучение ребенка с ДЦП, при этом использую данную клавиатуру. С ее помощью проще построить геометрическую фигуру, выйти в интернет для работы на тренажере для закрепления материала.

Использование информационных технологий на уроках математики проходит в различных формах:

  • Обучающиеся на уроках получают возможность индивидуальной работы на компьютере. Одна из таких форм работы – это работа в интернете, с помощью сайта линеапс (learningapps.org.) Данный вид деятельности позволяет не только проверить знания по теме, но и в итоге обучающийся самостоятельно анализирует свой результат, а процесс самоанализа для ребенка с ОВЗ играет важную роль в обучении и развитии.
  • Создание презентаций учителем. Такая форма работы позволяет всесторонне развивать метапредметные универсальные учебные действия. При создании презентаций дети учатся работать с информацией, используют различные математические схемы и алгоритмы. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Перечисленные выше коррекционно-развивающие технологии способствуют устранению трудностей в обучении математике [2].

В результате работы над данной темой с помощью информационных технологий мне удалось повысить уровень развития психических процессов у детей, имеющих трудности в обучении, корректируя имеющиеся недостатки.

Список литературы

  1. Применение интерактивных технологий в исследовательской деятельности учащихся в инклюзивном образовании [Текст]. // Среднее профессиональное образование, 2012. – № 3.
  2. Хисматуллина, Л. Р. Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики [Текст]. / Л. Р. Хисматуллина, Е. С. Мубаракшина. // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 197-202.
PDF