ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ. 01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССИИ 16185 ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Спинова Светлана Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377.5.056.313

С. В. Спинова

S. V. Spinova

Спинова Светлана Викторовна, мастер производственного обучения, КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж», пгт. Шушенское, Красноярский край, Россия.

Spinova Svetlana Viktorovna, master of industrial training, KGBPOU «Shushensky Agricultural College», village of Shushenskoye, Krasnoyarsk Territory, Russia.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ. 01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССИИ 16185 ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ORGANIZATION OF LEARNING LESSONS ON PM. 01 PERFORMANCE OF WORK ON PROCESSING OF TEXTILE PRODUCTS FROM VARIOUS MATERIALS FOR PERSONS WITH DISABILITIES OF PROFESSION 16185 SEWING EQUIPMENT OPERATOR

 

Аннотация. Статья посвящена проведению уроков учебной практики ПМ 01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья второго курса профессии 16185 Оператор швейного оборудования. Приводится описание приемов, методов и форм работы, направленных на развитие мотивационной, активной и профессиональной деятельности.

Annotation. The article is devoted to conducting lessons of educational practice of PM 01. Performance of work on processing textiles from various materials for students with disabilities of the second year of the profession 16185 Sewing equipment operator. Description of methods, methods and forms of work aimed at development of motivational, active and professional activity is given.

Ключевые слова: мотивационная технология, прием Чистая доска, конкурс Поединок, метод Разбери кучу, метод Собери картинку, День дублера.

Keywords: motivational technology, reception Clean board, competition Duel, methods Disassemble the pile, methods Collect a picture, Day of the understudy.

 

Сегодня приходится констатировать факт роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. В связи с этим важной задачей является создание для них специальных условий обучения, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства, направленных на компенсацию пробелов в общеличностном развитии и обеспечение необходимых предпосылок для профессиональной и социальной адаптации.

Для людей с нарушениями в интеллектуальном развитии основой социализации и интеграции в общество является трудовая деятельность. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» профессиональная подготовка «имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося» (ст. 21). Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются [1]:

  • структурными особенностями дефекта психики;
  • сохранностью анализаторов, функций и систем организма;
  • условиями жизнедеятельности в образовательном учреждении и семье;
  • возможностями и готовностью окружающего социума и системы образования к выполнению требований по их социализации;
  • уровнем профессиональной компетенции педагогов и мастеров производственного обучения, психологов, социальных педагогов.

К особенностям недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, относятся [2]:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки развития моторики;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
  • недостатки в развитии личности: неуверенность в себе, неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка, неумение управлять собственным поведением.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся с особенностями развития не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных методов, применяемых в обучении нормально развивающихся подростков. Поэтому на уроках УП по ПМ. 01 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов для обучающихся 2 курса профессии 16185 Оператор швейного оборудования применяю формы, методы и приемы обучения, стимулирующие развитие познавательных процессов и профессиональной деятельности.

Работу обучающихся организую в рамках мотивационной технологии, которая позволяет поддерживать мотивацию к обучению на всех этапах урока с помощью активных методов, приёмов и форм организации работы. На этапе проверки ранее усвоенных знаний провожу конкурс «Поединок». Обучающиеся делятся на две группы. Одному участнику из команды необходимо вытянуть букву, с которой начинается название детали и которую он должен будет назвать. Затем участники противоположной команды должны назвать срезы детали, как проходит нить основы в детали и размер припусков на шов. Затем право выбора переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Принимаются ответы по очереди. Группа, набравшая большее количество жетонов, получает оценку «5», проигравшая – «4». Контроль знаний помогает осуществить и метод «Разбери кучу»: каждой группе обучающихся выдается равное количество бумажных выкроек, относящиеся к заданной модели, плюс несколько бумажных выкроек с другой модели изделия. Итог подводится по количеству правильно выбранных бумажных выкроек. Игровая форма проверки развивает творческие способности, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и принимать оптимальные решения. Суть приёма «Чистая доска» заключается в том, что в разных концах классной или интерактивной доски размещаются определённые блоки учебной информации: вопросы, содержание занятия. Обучающимся предлагается «очистить» доску. Если приём используется при повторении пройденного материала, то студенты отвечают на поставленные вопросы, которые заключены на доске, их можно оформить под цифрами, картинками и т.д. При изучении нового материала в качестве блоков могут быть ключевые слова, термины, понятия, проблемные вопросы, на которые в процессе лекции с остановками, чтении текста с паузой, просмотра видеоурока, презентации обучающиеся дают свои ответы на вопросы, размещенные на доске. После того, как доска будет очищена, педагог или обучающийся (группа обучающихся) подведут итоги. Итогом может быть восстановление блоков, но уже с демонстрацией каких-то связей между ними. Приём развивает внимание, поддерживает познавательную активность на протяжении всего урока, многократное повторение материала тренирует память. Метод «Собери картинку» эффективен на этапе закрепления изученного материала. Каждой команде предлагается последовательность обработки застежки в беспорядке, необходимо собрать ее в правильной последовательности и закрепить результат на доске при помощи магнитов. У обучающихся формируются определенные подходы к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, ответственность за качество своей работы, сотрудничество в процессе труда, уважение к сопернику. С целью активизации мышления в процессе обхода задаю вопросы проблемного характера: сравните…; что произойдет, если…; объясните, почему…; если не исправить …, то что получится; у тебя хорошее качество строчки, но если исправить ………, то будет правильно и красиво. Такие вопросы побуждают обучающихся к самоконтролю и самостоятельной работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между нарушением технологии и методами устранения дефектов. На уроке «Ремонт и обновление одежды» создаю жизненные проблемные ситуации: изготовление видов одежды для себя и семьи; как исправить дефект, чтобы любимая вещь послужила еще немного. Такого рода задания помогают обучающимся самостоятельно решать жизненные проблемные ситуации в одежде, оценить важность и нужность своего труда. В «День дублера» студенты второго курса замещают мастера производственного обучения на период урока учебной практики. Провожу предварительную подготовку обучающегося: выполнение практического задания, правильная формулировка текста, постановка грамотной речи с технологическими терминами, последовательность выполнения задания, отработка показа приемов выполнения задания. Такой подход создаёт условия для самореализации личности, повышает самооценку, воспитывает самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, корректное отношение друг к другу; развивает у обучающихся опыт публичных выступлений, коммуникативные навыки общения.

Применение наглядности в учебном процессе является ведущим средством более глубокого и полного осмысления обучающимися учебного материала, понимания устной речи педагога и письменного слова, закрепленного в печатной продукции, запоминание и восприятие, поэтапное выполнение изделия, инструкционно-технологическая (инструкционная) карта, схемы, рисунки, лекала, карточки с заданиями, эталонные изделия. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: стремление к возможно большей естественности, натуральности предлагаемых для изучения объектов и предметов;, наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (давать максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохраненных анализаторов, включая осязание, обоняние); воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

В течение всей практики организую работу по оказанию помощи обучающимися. Первые справившиеся с заданием студенты помогают своим одногрупникам, нуждающимся в помощи: находят и объясняют их ошибки, контролируют последовательность выполнения задания. Это создаёт положительный микроклимат в коллективе, многократное повторение ведёт к закреплению материала, развиваются умения взаимодействия в коллективе, повышается самооценка.

Применение приемов и упражнений психологической и физической разгрузки – важное звено на уроках учебной практики. Формирую задания таким образом, чтобы при его выполнении менялись виды деятельности: машинные, ручные, влажно-тепловые виды работ. Учитываю эмоциональность в педагогической речи.

Список литературы

  1. Безюлева, Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] : метод, рекомендации. / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Паныпина. – М. : Центр НОУ ИСОМ, 2003. – 136 с.
  2. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : Учебник [Текст]. / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова; Издательство Томского государственного педагогического университета. – Томск : 2006. – 335 с.
PDF