ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Гавриловец Ольга Александровна , Клименко Елена Леонидовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 376.1-056

О. А. Гавриловец, Е. Л. Клименко

O. A. Gavrilovets, E. L. Klimenko

Гавриловец Ольга Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района», Гомельская область, агрогородок Козенки, Беларусь.
Клименко Елена Леонидовна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Козенская средняя школа Мозырского района», Гомельская область, агрогородок Козенки, Беларусь.

Gavrilovets Olga Aleksandrovna, teacher-defectologist of the highest qualification category, State Educational Institution «Kozenskaya Secondary School of the Mozyr district», Gomel region, Kozenki agro-town, Republic of Belarus.
Klimenko Elena Leonidovna, teacher-defectologist of the first qualification category, State Educational Institution «Kozenskaya Secondary School of the Mozyr district», Gomel region, Kozenki agro-town, Republic of Belarus.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

FORMATION OF COHERENT SPEECH IN FIRST GRADE STUDENTS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития связной речи у учащихся первых классов. Актуальность данной работы обусловлена значительным увеличением числа детей, которые имеют речевое недоразвитие. Авторами предложены приёмы по развитию связной речи с помощью наглядности. Данный материал может быть использован в своей практике учителями начальных классов I ступени общего среднего образования, учителями-дефектологами дошкольных образовательных учреждений, учителями-дефектологами пунктов коррекционно-педагогической помощи, учителями-дефектологами классов интегрированного обучения и воспитания на коррекционных занятиях.

Annotation. The article reveals the features of the development of coherent speech in first grade students. The relevance of this work is due to a significant increase in the number of children who have speech underdevelopment. The authors have proposed techniques for the development of coherent speech with the help of clarity. This material can be used in their practice by primary school teachers of the first stage of general secondary education, teachers-defectologists of preschool educational institutions, teachers-defectologists of correctional and pedagogical assistance points, teachers-defectologists of classes of integrated education and upbringing in correctional classes.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, пересказ текста, приёмы по развитию связной речи.

Keywords: coherent speech, general underdevelopment of speech, retelling of text, techniques for the development of coherent speech.

 

Речевое развитие учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи – одно из центральных направлений коррекционного обучения в пунктах коррекционно-педагогической помощи в школе. В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизация коррекционной работы [2].

Л. С. Выготский писал: «Умение думать по-человечески, без слов, даётся, в конечном счете, только речью. Таким образом, элиминировать факторы речи – нелегкое дело: когда мы гоним речь в дверь, она проникает в окно, и исследователи не должны игнорировать всего многообразия и качественного своеобразия этих различных форм участия речи в интеллектуальных операциях ребенка» [1].

Всё чаще учителя первой ступени образования и учителя-дефектологи затрагивают вопрос о развитии связной речи учащихся младшего школьного возраста. Связная речь предполагает овладение достаточным словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться изученным языковым материалом, умение связно и понятно передать содержание текста собеседникам или самостоятельно составлять связное высказывание. Развитие связной речи является важным условием успешности обучения детей в школе. Формирование связной речи у учащихся при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – сложный процесс, а для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, этот процесс ещё более усложнён. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2]. Проблемой формирования связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи занимались Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичёва, Р. Е. Левина и другие.

Считаем, что одной из проблем недоразвития связной речи у детей младшего школьного возраста является ежедневное использование гаджетов в повседневной жизни. Родители всячески перестают общаться со своими детьми, так как большинство своего свободного времени отдают предпочтения гаджетам. Овладение связной речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает речь окружающих, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, реальные впечатления, а главное – общение со взрослыми и родителями. Однако родители, сами не подозревая того, что их дети остаются без общения в дошкольном возрасте, сталкиваются с большими проблемами при поступлении детей в школу. В дальнейшем многим детям становится трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на вопросы учителя, логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание текстов и правил.

Попадая в школьную среду у учащихся без речевых патологий связная речь, в большинстве случаев, формируется в процессе речевого общения со сверстниками. А у учащихся с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение и превращается в сложную задачу, становится целью всего коррекционного процесса и длительной кропотливой работы учителя-дефектолога.

Более подробно хотим остановиться на этапе формирования связной речи, а именно, работа с текстом. На коррекционных занятиях работа с текстом проводится в системе и постоянно. Целью таких коррекционных занятий является:

  • обогащение и активизация словарного запаса учащихся;
  • правильное построение связного высказывания;
  • составление предложений по сюжетной картинке;
  • составление рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок;
  • составление рассказа об увиденном, услышанном;
  • пересказ прочитанных текстов.

Процесс информатизации современного общества стремительно движется вперед, и у учителя-дефектолога нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку. Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности учащегося с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным.

В использовании учителем-дефектологом информационно-коммуникационных технологий можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Компьютер не заменяет работу учителя-дефектолога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Вашему вниманию представляем различные приёмы обучения пересказу текста с помощью наглядного материала. Учитель-дефектолог знакомит учащихся с текстом: читает текст, объясняет значение слов, которых нет в лексиконе учащегося. Тексты должны соответствовать лексической теме занятия, быть простыми по содержанию. Если учащийся освоил навык чтения, то текст читается самостоятельно. Затем учитель-дефектолог включает музыку, например, «Шум вьюги», учащийся закрывает глаза и вместо слов-предметов появляются картинки. Далее ведётся работа над пересказом текста с опорой на картинки.

На рисунке 1 предлагается текст «Зима» для пересказа.

На рисунке 2 предлагается текст «Зима» для пересказа с использованием картинок.

После того, как учащийся пересказал текст с помощью картинок, предлагается ещё один приём для пересказа без использования слов. Перед учащимся лежат картинки, он должен прикрепить картинку на липучку и восстановить последовательность событий рассказа. А затем по стрелочкам пересказать текст. Можно использовать маркер, которым учащийся ведёт по стрелкам и проговаривает предложения (рис. 3).

Таким образом, своевременное овладение первоклассниками с общим недоразвитием речи развернутой связной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности и успешного дальнейшего обучения в школе. При правильно построенной коррекционной работе речь учащихся становится грамматически правильной и последовательной, расширяется их словарный запас, а также развивается логическое мышление, внимание и зрительное восприятие.

Систематическая работа по развитию связной речи приводит к успеху. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. Под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
  2. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: [Текст]: учебно-методическое пособие. / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – 154, [2]с.: ил.; 22 см. – (Коррекционная педагогика).
PDF