ПРИЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Бретенкова Ирина Юрьевна , Прохорова Елена Геннадьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 376.435; 376.2

И. Ю. Бретенкова, Е. Г. Прохорова

I. U. Bretenkova, E. G. Prokhorova

Бретенкова Ирина Юрьевна, учитель, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.
Прохорова Елена Геннадьевна, учитель, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк, Россия.

Bretenkova Irina Urievna, teacher, Municipal state educational institution «Special school № 53», Novokuztesk, Russia.
Prokhorova Elena Gennadievna, teacher, Municipal state educational institution «Special school № 53», Novokuztesk, Russia.

 

ПРИЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

TECHNIQUES OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN TEACHING STUDENTS WITH INTELLECTUAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT DISORDERS

 

Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования приёмов адаптивной физкультуры, направленных на коррекцию недостатков развития и оптимизацию процесса обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее: ТМНР). Систематическое и целенаправленное включение приемов адаптивной физкультуры в процессе развития ученика специальной школы способствует повышению эффективности обучения, уровня индивидуальных достижений, способности к передвижению и повышению возможности познать окружающую действительность.

Annotation. The article reveals the issue of using adaptive physical education techniques aimed at correcting developmental deficiencies and optimizing the learning process of children with moderate, severe and profound mental retardation (intellectual disabilities), severe and multiple complex developmental disorders (hereinafter: MCDD). The systematic and purposeful inclusion of adaptive physical education techniques in the process of developing a student of a special school helps to increase the effectiveness of training, the level of individual achievements, the ability to move and increase the knowledge of the surrounding reality.

Ключевые слова: обучение, развитие, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, приёмы адаптивной физкультуры, специальная школа.

Keywords: education, development, students with intellectual disabilities, with severe and multiple developmental disabilities, adaptive physical education techniques, special school.

 

В условиях развития современного образования детей с ОВЗ остается актуальным вопрос обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее: ТМНР). Согласно требованиям образования детей с интеллектуальными нарушениями удовлетворение их особых образовательных потребностей обеспечивается существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, созданием оптимальных путей развития; использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением; обязательной индивидуализацией обучения. В частности, для развития и коррекции двигательной сферы детей с ТМНР в специальной школе введены учебный предмет «Адаптивная физическая культура» и коррекционный курс «Двигательное развитие», разработаны программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Отмечается важная роль междисциплинарного (межпредметного) взаимодействия при обучении ребенка с ТМНР с целью реализации коррекционных задач во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Наряду с обучением ребенка необходима тренировка его двигатель­ных навыков, умения сохранять адекватную позу головы, туловища, конечностей, производить целенаправленные движения в учебной, свободной и игровой деятельности, что предопределяет развитие речи, психики и предупреждает вторичные нарушения. Поэтому педагогу специальной школы важно применять приемы адаптивной физкультуры, направленные на коррекцию недостатков развития и оптимизацию процесса обучения ребенка в разных видах деятельности [1].

Можно обозначить задачи применения методов и приемов адаптивной физкультуры в условиях обучения в классах специальной школы и индивидуально на дому:

  1. выработать у ребенка образцы движений, способствующие нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, предупредить формирование патологических поз;
  2. создать возможность самостоятельно передвигаться, приобрести навыки самообслуживания;
  3. обучить родителей методам и приемам адаптивной физической культуры, доступным коррекционным мероприятиям в условиях дома.

Необходимо оценить совместно с медицинским работником в динамике состояние мышц учащегося и двигательные возможности при помощи схем, разработанных НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера и апробированные в ГБОУ «Центр «Динамика» в г. Санкт-Петербурге [2]. Необходимо соблюдать принцип онтогенетической последо­вательности при тренировке двигательных функций, соблюдая все этапы моторного развития ребенка от 0 до 1 года. Применение приемов адаптивной физкультуры в работе с детьми с ОВЗ должно быть ранним, комплексным и непрерывным. При организации обучения и развития детей с нарушениями опорно-двигательной аппарата во время перерывов между уроками и занятиями, при проведении режимных моментов можно парциально использовать различные приемы и упражнения адаптивной физкультуры, применяя элементарный спортивный инвентарь. В условиях индивидуального домашнего обучения, привлекая к работе родителей ребенка и попутно их обучая.

При обучении ребенка обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах, так как эффективность обучения, повышение уровня индивидуальных достижений учащегося зависят от способности ребенка к передвижению, дающей возможность познать себя и окружающую действительность.

В течение последних лет включение педагогами приёмов адаптивной физкультуры в процесс обучения и развития ребенка с нарушением интеллекта и ТМНР в специальной школе способствует снятию напряженности мышц и увеличению самостоятельных движений обучающихся, что позволяет улучшить показатели их общего развития в среднем на 30 %.

Список литературы

  1. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи [Текст]. / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. – Киев, 1988. – 324 с.
  2. ГБОУ «Центр «Динамика» [Электронный ресурс]. – URL : http://dinamika616.ru (дата обращения : 10.01.2022).
PDF