ПОКОЛЕНИЕ Z: КАК ИХ УЧИТЬ?

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Прозецкая Ольга Петровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.321.5

О. П. Прозецкая

О. Р. Prozetskaia

Прозецкая Ольга Петровна, учитель истории и обществоведения, ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка», г. Новополоцк, Республика Беларусь.

Prozetskaia Olga Petrovna, History and Social science teacher, state institution of education «Secondary school № 4 Novopolots», Novopolotsk, Belarus.

 

ПОКОЛЕНИЕ Z: КАК ИХ УЧИТЬ?

GENERATION Z: HOW TO TEACH IT?

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного поколения учащихся, их ценностные ориентации и предпочтения в средствах и методах обучения. Данные основываются на проведённом автором совместно с учащимися 11 класса исследовании, основанном на анкетировании и изучении ценностных ориентиров.

Annotation. The features of modern generation, its value points and preferences in resources and methods of teaching are reviewed in the article. Data are based on carried out research with the eleventh formers, using a question poll and studying value points.

Ключевые слова: поколение Z, ценностные ориентации, особенности обучения, методы и приёмы обучения.

Keywords: generation Z, value points, learning features, methods of teaching.

 

Многие считают, что современные дети не способны учиться, но, возможно, необходимо менять подходы к обучению, понимая, что современные дети живут во время цифровых технологий, они могут ориентироваться в большом потоке информации и постоянно пользуются гаджетами, не представляя жизнь без них. У поколения Z есть свои особенности [1]. Нами было проведено исследование, которое было направлено на изучение ценностных ориентаций, особенностей восприятия учебного материала современными школьниками. Мы считаем, что вместо того чтобы отвергать новое поколение, нужно понять их и приспособиться, научиться учить детей исходя из их возможностей и интересов, возможно, не запрещая гаджеты, а внедряя их в процесс обучения.

Работа была проведена совместно с учащимися 11 класса. В данной работе мы сравнили поколения Z и Х, их ценностные ориентации и отношение к образовательному процессу. Учащиеся выработали рекомендации для педагогов, как, на их взгляд лучше, усваивается материал современными подростками. Для того чтобы ответить на вопрос, как видит новое поколение Z процесс обучения, была составлена анкета. Кроме вопросов с выбором ответа, был вопрос: что необходимо изменить в системе преподавания предметов в школе? В анкетировании приняли участие 70 респондентов. Для изучения ценностных ориентиров поколения Z и поколения Х мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации», которая позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

В основу исследования легла теория поколений, созданная американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, описывает повторяющиеся поколенческие циклы в истории США.

Вот как описывает поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет» [2].

Анализ проведенного анкетирования показал, что у поколения Z есть свои особенности. Большинство представителей поколения Z ответили, что информация лучше усваивается, если использовать картинки по теме, схемы, таблицы, инфограммы, а также когда информация подается небольшими краткими сообщениями. Поколению Z привычнее получать информацию быстро и кратко (схемы, таблицы, инфограммы), как сообщение в социальной сети. Современным детям нельзя запрещать использовать гаджеты, а необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они использовали интернет в процессе обучения и искали нужную информацию. Для современного поколения очень важно, чтобы их заметили, выслушали и уважали их точку зрения. В будущем большинство представителей поколения Z хотели работать на себя или превратить свое хобби в средство заработка. Учащиеся отмечают, что им сложно концентрировать внимание и проще, когда информация краткая, иллюстративная, тогда она и запоминается гораздо проще. Большинство респондентов Z отметили, что очень важно, чтобы учиться было интересно. Поколение Z сошлось во мнении, что школа – это не только место для получения знаний, но и место для общения и социализации, многие отметили, что получить учебную информацию можно самостоятельно. Учащиеся считают, что для них очень важно личное живое общение. Практически 90 % учащихся отметили необходимость изучать предметы по выбору и считают, что это необходимо сделать уже с 9 класса. Это дало бы им возможность лучше подготовиться к поступлению в вузы.

Проанализировав и сравнив ценностные ориентации поколений, мы пришли к выводу, что по некоторым позициям ценности поколений совпадают. Это такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, развитие, жизнерадостность. Также стоит отметить, что для поколения Z особое место занимают ценности, связанные с коммуникацией. Для них важно наличие друзей, активная деятельность, важное место занимают свобода и возможность высказывать свое мнение, отстаивать свои позиции. Также важно образование: они хотят работать там, где им будет интересно, но и важно, чтобы эта работа могла приносить им стабильный доход. Они считают, что в достижении своих целей важно быть ответственным, честным и аккуратным в делах, однако при необходимости готовы отстаивать свои интересы. Они занимают активную жизненную позицию. В свою очередь, поколение Х на первое место ставит личные ценности. Представители этого поколения отмечают, что в достижении своих жизненных целей важен рационализм, твердая воля, умение настоять на своем, широта взглядов. Мы видим явные отличия в жизненных ценностях и ценностях-средствах. Данный факт может отражаться и на образовательном процессе, когда, например, взрослые стремятся навязать свою точку зрения, отстоять ее, не всегда бывают гибкими, а в свою очередь, учащиеся также видят себя свободными в своих суждениях, готовы отстаивать свою точку зрения. Важное место в иерархии ценностей у учащихся занимают ценности профессий, материальная обеспеченность, развитие. Учащиеся хотят, чтобы их жизнь была насыщена эмоционально, стремятся максимально полно использовать свои возможности, силы и способности. Возможности молодого человека в современном информационном мире безграничны, поэтому представители поколения Z хотят быстро достигать успеха. Современное поколение не хочет стоять на одном месте, они хотят быстро получать информацию, быстро её перерабатывать и использовать на практике.

Список литературы

  1. Дети поколения Z. Особенности воспитания [Электронный ресурс]. – URL : https://samopoznanie.ru (дата обращения : 27.01.2022).
  2. Нечаев, В. Д. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы [Электронный ресурс]. / В. Д. Нечаев, Е. Е. Дурнева. – URL : https://sevcbs.ru (дата обращения : 27.01.2022).
PDF