ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Пищенюк Наталия Владимировна , Цымбал Светлана Владимировна , Еремина Ирина Дмитриевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.31

Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

N. V. Pechenyuk, S. V. Tsymbal, I. D. Eremina

Пищенюк Наталия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Цымбал Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Еремина Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Pischenyuk Natalia Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Tsymbal Svetlana Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.
Eremina Irina Dmitrievna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FORMATION OF READING INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В статье представлен опыт привлечения младших школьников к чтению художественных книг. Обозначены методы, средства и формы работы, реализация которых сможет обеспечить максимальный результат в формировании у современных детей читательской самостоятельности.

Annotation. The article presents the experience of attracting younger students to reading fiction books. Methods, means and forms of work are outlined, the implementation of which can provide the maximum result in the formation of reading independence in modern children.

Ключевые слова: детское чтение, читательская деятельность, читательская самостоятельность, младшие школьники.

Keywords: children's reading, reading activity, reader's independence, younger schoolchildren.

 

Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем сделать. (С. Лупан)

Учителя начальных классов всерьез озабочены проблемой детского чтения, дети не любят и не хотят читать. К сожалению, в каждом классе немало ребят, которые не читают книг без принуждения со стороны взрослых. Учебой надо увлечь, заставить учиться нельзя! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь. Обязательной основой изучения литературы является мотивированное чтение. «Скажи мне, почему ты читаешь, и я скажу, кто ты». Без внутреннего желания «я хочу» (чаще всего чтение происходит под давлением) ребенок не научится читать для себя, для своего развития. Это может получиться случайно, когда в руки попадет захватывающая книга. «Читателем не рождаются, – говорит С. Соловейчик. – Читателем – и навсегда! – становятся, если вовремя попадет в руки интересная книга, такая, что захочется читать еще и еще» [3, с. 199]. Но полагаться на случай в таком серьезном деле нельзя.

Все научные исследования ведущих специалистов в области детской педагогики приходят к общему выводу: отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Исходя из этого, формирование интереса к чтению, потребности в нем, является одной из главных задач в работе учителя начальных классов. К сожалению, в своей работе мы сталкиваемся с проблемой нежелания читать не только у плохо читающих детей, но и у детей с хорошей техникой чтения. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Нежелание родителей совместно читать с ребенком также приводит к обесцениванию книги и процесса чтения как положительного и качественного времяпрепровождение.

Нельзя не согласиться с писателем и педагогом С. Соловейчиком: «Нет наслаждения книгой – нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, – вот чтение» [3, с. 192]. Учителю необходимо помочь детям увидеть в книгах собеседников, нужных ему друзей, научиться различать их и «разговаривать» с ними, овладевая читательскими премудростями (грамотой, работой с текстом произведения, выразительным чтением) не для оценки, не для учителя, не для родителей, а для себя, чтобы с помощью книг-собеседников лучше узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Решающая роль в развитии или крушении мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. Среди законов становления читателя, сформулированных Н. Н. Светловской, есть один, который чаще всего нарушается в 1 классе, – закон провоцирования обучением нежелания читать. Очень важно в первый год обучения не допустить ошибок в организации общения ребенка с книгой. Среди которых можно выделить следующие: ранний контроль: «прочитай то-то и столько-то к такому-то числу»; перекладывание на плечи детей и родителей процедуры выбора книг для самостоятельной работы, в то время как книги должны отвечать критериям «типовой детской книги», которые знает учитель, а не дети; отсроченное начало уроков внеклассного чтения и др. [2].

Уроки литературного чтения призваны решать многие задачи, в том числе и формирование устойчивого желания читать. Основными помощниками для достижения столь важной задачи являются педагогические технологии деятельностного метода: информационно-коммуникативные, проблемно-диалоговые, игровые и др. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, мы стремимся к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость. Главное соблюсти баланс – избежать однообразия, в то же время привить усидчивость и желание.

Для эффективной работы в формировании такого психического новообразования как «читательская самостоятельность» младших школьников, на уроках литературного чтения мы используем разные формы работы:

  • написание сочинения по началу или окончанию сюжета (дописывание, досказывание);
  • словесное рисование картин к текстам;
  • написание отзывов о прочитанном произведении;
  • интерпретирование текстов, выражение эмоционального отношения к конкретному факту (рассказывание от имени одного из героев, от имени автора, от своего имени);
  • инсценировка сказок (при помощи бумажных фигур, на куклах, проигрывание ролей сказочных персонажей);
  • подготовка рассказов или сообщений о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения;
  • рассказ по кругу (один начинает, остальные продолжают по одному предложению);
  • нетрадиционные уроки (урок-загадка, урок-викторина);
  • защита фантастических проектов;
  • оформление детьми книг-самоделок (запись произведений собственного сочинения);
  • экранизация произведений (словесное рисование диафильма) [1].

Для формирования у учащихся интереса к детской книге знакомим ребят с новыми книгами по системе внеклассного чтения. Материал для чтения подбираем по возрасту, близкий к субъективному опыту ребенка, личностно-значимый для них, эмоционально-насыщенный или имеющий яркую познавательную направленность. Открыть ту самую первую дверцу в мир читателя и понять, что книги бывают интересными, нашим детям помогают рассказы В. Ю. Драгунского, которые мы предлагаем для внеклассного чтения. Они могут являться тем заветным золотым ключиком, который откроет им дверь в книжное царство. Рассказы короткие, жизненный эпизод, прослеживание идейного смысла. Детей увлекает развитие действия, эмоциональная открытость и наполненность. Ребята анализируют взаимоотношения героев, их поступки. Заинтересованные темой, сюжетом, они стремятся обязательно прочитать произведение до конца. После знакомства с рассказами автора, дети выполняют задания из «Копилки читательских открытий» (Сколько рассказов ты прочитал? Рассказы о Дениске и его друзьях. Какие они? На кого из них ты бы хотел быть похожим и почему? Какой из рассказов тебе больше всего понравился? Почему? Чему тебя научил этот рассказ? ...).

В классе есть библиотечка, в которой дети могут взять книги для самостоятельного чтения. Приятно видеть, когда ребята делятся впечатлениями о прочитанном произведении, советуют его для ознакомления своим одноклассникам. Другие же наоборот, сами расспрашивают товарищей, выпрашивают у них интересную книгу. Нередко дети приносят полюбившиеся им книги из домашней библиотеки и предлагают их своим друзьям.

Развитию читательской самостоятельности также способствует и внеклассная деятельность: встречи с учителями литературы старших классов, литературные экскурсии (посещение школьной и внешкольной библиотек).

Все это сделает свое доброе дело: проложит мостик интереса и доверия между книгой и читателем.

Если учитель обдумывает, зачем и почему читают дети, для кого и для чего они это делают, если он изучает внутренние интересы, установки учащихся своего класса, понимает зависимость целей от мотивации деятельности, то проектировать читательскую деятельность он будет гораздо результативнее.

Список литературы

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие [Текст]. / Л. А. Ефросинина, 3-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 304 с.
  2. Первова, Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения [Текст]. / Г. М. Первова. // Начальная школа, 2009. – № 9. – С. 37-42.
  3. Соловейчик, С. Л. Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил учиться [Текст]. / С. Л. Соловейчик, под ред. Н. Ильиной. – АСТ, 2018. – 240 с.
PDF