ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Маратканова Светлана Сергеевна , Петрова Зульфия Нурисламовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.8

С. С. Маратканова, З. Н. Петрова

S. S. Maratkanova, Z. N. Petrova

Маратканова Светлана Сергеевна, к.ф.н., доцент каф. РЯиЛ, ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия.
Петрова Зульфия Нурисламовна, ст. преподаватель каф. ФКиМБД, ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В. Г. Короленко», г. Глазов, Россия.

Maratkanova Svetlana Sergeevna, candidate of philological sciences, Associate Professor RyaiL, FGBOU VOFGBOU VO «GSPI named V. G. Korolenko», Glazov, Russia.
Petrova Zulfiya Nurislamovna, lecturer at the department FKiMBD, FGBOU VO «GSPI named V. G. Korolenko», Glazov, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ

FEATURES OF DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN INTEGRATED LESSONS

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности школьников на интегрированных уроках. Основное внимание авторы уделяют формированию читательской и естественнонаучной грамотности. В статье приводятся методические приемы формирования читательской и естественнонаучной грамотности в процессе интеграции литературы и биологии.

Annotation. This article changes the issue of the formation of functional literacy of schoolchildren in the combined lessons. The authors pay special attention to the formation of reading and natural science literacy. In the article, when using methodological techniques for the formation of reading and natural science literacy in the process of higher literature and biology.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, методика обучения, интегрированный урок.

Keywords: functional literacy, reading literacy, natural science literacy, teaching methods, integrated lesson.

 

Анализ обновленного ФГОС ООО показывает, что российская система образования стремится сформировать грамотную и всесторонне развитую личность. Однако современные школьники часто обладают лишь фрагментарными знаниями по изучаемым дисциплинам. Эту проблему можно решить с помощью метапредметного подхода, который, в свою очередь, предполагает междисциплинарное взаимодействие [3].

Биология, представляя естественнонаучный цикл предметов, имеет тесную связь с химией, географией, физикой. Но ни один из этих предметов невозможно изучить, не открыв книгу. Поэтому литература как предмет, обеспечивающий формирование читательской компетенции, является полноправным претендентом на интеграцию с дисциплинами естественнонаучного цикла. Классик армянской литературы М. Л. Налбандян сказал о природе так: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно прочитать». Действительно, жизнь животных и растений – частая тема произведений, героями которых является те, кто способен понять природу, кто любуется ее проявлениями.

Несформированность читательской грамотности отражается во всех сферах образования и мешает получить достойную оценку в учебной деятельности. Школьники не осознают чтение не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. В естественных науках, изобилующих терминологией, нечитающие дети не могут опознавать родственные понятия, так как не видят за словом (термином) его значения, а запоминают незнакомые слова лишь как набор звуков. В ЕГЭ по биологии школьники, не умеющие работать с текстовой информацией, испытывают затруднения при выполнении заданий на установление правильной последовательность этапов жизненного цикла растений и животного.

Справедливо утверждение Г. Г. Граник о том, что «проникновение в текст – это путь от его внешней формы и конкретной особенности к его глубинной сути» [1].

Приемы работы с текстами, имеющими биологическую направленность, определяются их спецификой, проявляющейся на фактуальном и лексическом уровнях, а также на уровне сюжетной организации, предполагающей анализ причинно-следственных отношений. Так, в научных текстах, изобилующих терминами, можно использовать приемы «раскопки» и « смысловые скважины», основанные на работе с незнакомыми словами, требующими раскрытия их лексического значения. Приемы «вычерпываем смысл» и «монтаж» позволяют раскрыть логические связи в текстах, описывающих процессы, и определить спектр научных точек зрения.

Интеграция литературы и биологии, осуществляемая на постоянной основе, позволит сделать чтение биологических текстов более осознанным и продуктивным. Как утверждал социолог культуры и чтения С. Н. Плотников, активно читающие люди способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения [2]. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимым условием социокультурной деятельности людей, их профессиональной подготовки.

Связи биологии и литературы позволят «одухотворить» морфологический, анатомический и физиологический материал биологии. Рассмотрение растений и животных в произведениях мировой анималистической литературы будет способствовать формированию у школьников представления о ценности любого проявления жизни на Земле, создаст основу для выработки нравственного императива сохранения биологического разнообразия нашей планеты [4].

Список литературы

  1. Граник, Г. Г. Как учить работать с книгой [Текст]. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концеваяю – М. : Мой учебник. – 2007. – С. 69.
  2. Плотников, С. Н. Читательская культура в России [Текст]. / С. Н. Плотников. // Homo Legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995 г.). – М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. – 272 с.
  3. Суматохин, С. В. Биология в обновленном ФГОС основного общего образования [Текст]. / С. В. Суматохин. // Биология в школе, 2021. – № 7. – С. 9-14.
  4. Теремов, А. В. О содержании и структуре биологического образования в основной школе [Текст]. / А. В. Теремов, В. Н. Годин, В. С. Рохлов, С. Е. Мансурова. // Биология в школе, 2021. – № 7. – С. 15-29.
PDF