ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Лепешева Анна Олеговна , Штатнова Татьяна Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.134

А. О. Лепешева, Т. В. Штатнова

A. O. Lepesheva, T. V. Shtatnova

Лепешева Анна Олеговна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 85», г. Казань, Республика Татарстан.
Штатнова Татьяна Владимировна, педагог-психолог, МБОУ «Школа № 85», г. Казань, Республика Татарстан.

Lepesheva Anna Olegovna, Primary school teacher, MBOU «School No. 85», Kazan, Republic of Tatarstan.
Shtatnova Tatyana Vladimirovna, Teacher-psychologist, MBOU «School No. 85», Kazan, Republic of Tatarstan.

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF TRAINING FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION

 

Аннотация. Статья поднимает проблемы профессиональной подготовки учителя в современных условиях в сравнении с педагогическим образованием прошлых лет, актуальность выявления определенной «социально-психологической предрасположенности» к педагогической деятельности. Приводятся данные проведенного исследования.

Annotation. The article raises the problems of teacher training in modern conditions in comparison with pedagogical education of previous years, the relevance of identifying a certain «socio-psychological predisposition» to pedagogical activity. The data of the conducted research are presented.

Ключевые слова: педагогическое образование, педагогическая профессиональная практика студентов, социально-психологическая предрасположенность личности, методология.

Keywords: pedagogical education, pedagogical professional practice of students, socio-psychological predisposition of personality, methodology.

 

В нашей стране образование имеет свои особенности и специфическое содержание, которое обусловлено существующей у нас системой, учреждениями и принципами образования.

Среднее профессиональное образование – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемое в высших учебных заведениях.

Проблема профессиональной подготовки учителя в условиях университета была и будет актуальной на всех этапах развития образования человеческого общества. Это объясняется назначением учителя: «учитель – посредник между обществом и новым поколением, исполнитель главного социального заказа – формирования личности». Именно это обстоятельство определяет требования к личности учителя. Учителем может быть только образованный и воспитанный человек, хорошая личность – человек мудрый и добрый, справедливый и требовательный, оптимистичный и бодрый. Учитель – источник знаний. Нельзя дать другому то, чего у тебя нет [1].

В настоящее время, на мой взгляд, можно заметить следующую проблематику в подготовке специалистов:

  • разница в обучении и степени подготовки в разных ВУЗах нашей страны, и не только страны, но и в пределах города из разных ВУЗов выходит качественно разный специалист;
  • нет отбора по социально-психологической предрасположенности личности, желающей обучиться данной профессии;
  • небольшой срок реальной практики в данной профессии на протяжении обучения в ВУЗе;
  • обучение и реальность, с которой сталкиваются педагоги в школе, отличается, в результате чего молодые педагоги оказываются не готовы к реалиям, с которыми сталкиваются в условиях школы;
  • молодые специалисты после окончания ВУЗа не знают о различных методиках и вариативных подходах при подаче материала, что вызывает сложности в первые годы практической работы в школе.

Давайте рассмотрим озвученную проблематику подробнее.

Мной проведено исследование с помощью сети интернет. Была выложена анкета с вопросами, касающимися заявленной темы. Опрос был предназначен для студентов, продолжающих обучаться по специальности и специалистов, окончивших обучение, связанное с преподаванием. Опрашиваемым были заданы вопросы, касающиеся изучения методологии, и реальной практики во время обучения, а также насколько эти знания применимы в реальной работе. В опроснике участвовали специалисты, окончившие ВУЗ в промежутке с 2001 по 2011 год, и выпускники, заканчивающие обучение по специальности в настоящее время. Интересно было наблюдать тенденции по некоторым вопросам современного образования и образования в промежутке 10 лет назад (рис. 1).

Например, на вопрос о длительности практики в школе (рис. 4) будущие выпускники отвечают: от 2 недель до месяца, и чаще всего полезную ценность (рис. 3) из неё они не вынесли, а те, кто закончил ВУЗ в промежутке с 2001 по 2011 год отвечали, что практика длилась от 1 месяца ежегодно до 3 раз в год на протяжении всего обучения (рис. 2). Таким образом, можно заметить, что с каждым годом длительность практики в школе будущих педагогов уменьшается.

Следующий вопрос был связан с работой по специальности (рис. 5). Будущие выпускники отвечают, что пойдут работать по специальности только, если не найдут другую работу и всего 1/4 часть опрошенных планирует прийти в школу после получения диплома, в сравнении с будущими специалистами, те, кто закончил ВУЗ до 2011 года, пошёл работать по специальности в большем количестве примерно 2/3 опрошенных.

Также был задан вопрос о том, насколько обширны знания о методиках, которые существуют по вашему направлению. Согласитесь, каждый год выходят новые программы, пересматриваются старые, изменяются и дополняются. Хорошо бы молодым специалистам понимать, как преподавать, как выбрать из множества программ ту, что будет подходить ему в тех условиях, в которых он окажется при устройстве на работу (это, не говоря о техническом оснащении школы, но и о психологической готовности класса, количестве детей, целеполаганию в школе). Ответы также получаются неутешительными: только 1 опрошенный на этот вопрос ответил, что о методиках рассказывали вкратце. Остальные выбирали ответ «Нет», при этом ответ «Да» снова выбирали те, кто окончил ВУЗ в промежуток с 2001 по 2011 год (рис. 6).

О чём говорит данный опрос?

Прежде всего, о необходимости более глубокого исследования по данной проблематике. Но при этом уже на основании ответов проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  • При подготовке педагога особое внимание необходимо уделять развитию коммуникативных умений, владению навыками организации учебной и воспитательной работы, умению работать с методологией.
  • Необходимо повышать роль педагогической практики, что проявляется в увеличении продолжительности педагогической практики и усложнении её педагогических задач.
  • При отборе кандидатов на роль учителя важно уделять большое внимание психологической готовности личности к данному виду деятельности. Ведь далеко не каждый человек даже при успешном выполнении всех требований педагогического курса университета и института способен стать квалифицированным учителем. Эта профессия требует вполне специфических способностей и личностных качеств, определенной «социально-психологической предрасположенности» к педагогической деятельности.
  • Определить единый стандарт студента-выпускника в профессии учитель.

И хочется завершить статью следующим высказыванием К. Д. Ушинского: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [2]. То есть очень важно научить учиться и совершенствоваться в своей профессии, не отбить желание учить, делиться, передавать знания младшему поколению.

Список литературы

  1. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст]. / С. Б. Елканов. – М. : Просвещение, 1989. – 189 с. – ISBN 5-09-000941-4.
  2. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый: Собр. соч. т. 8 : стр. 55 [Текст]. / К. Д. Ушинский. – Москва-Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСРС, 1950. – 776 с.
PDF