ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Иманова Шолпан Шарапбековна , Ибраева Баян Мукушевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 8-81

Ш. Ш. Иманова, Б. М. Ибраева

Sh. Sh. Imanova, B. M. Ibrayeva

Иманова Шолпан Шарапбековна, учитель английского языка, КГУ ОШ № 6; магистрант 1 курса, Академия «Bolashsaq», г. Шахтинск, Республика Казахстан.
Ибраева Баян Мукушевна, к.ф.н., профессор, Академия «Bolashaq», г. Караганды, Республика Казахстан.

Imanova Sholpan Sharapbekovna, English teacher, School № 6; Magicter’s student, Academy «Bolahaq», Shakhtinsk, Republic of Kazalhstan.
Ibrayeva Bayan Mukushevna, candidate of philological Sciences, Professor, Academy «Bolashaq», Karaganda city, Republic of Kazakhstan.

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL

 

Аннотация. Рассматривается личностно-ориентированный подход. Понятия дифференциация и индивидуализация анализируются. Делается вывод о том, что использование дифференцированный подход открывает для каждого ученика перспективу овладения иностранным языком язык и способствует максимальному развитию личности на каждой ступени образования.

Annotation. A personality-oriented approach is considered. The concepts of differentiation and individualization are analyzed. It is concluded that the use of a differentiated approach opens up the prospect of mastering a foreign language for each student; the language will contribute to the maximum development of personality at each stage of education.

Ключевые слова: дифференцированный подход, урок иностранного языка, личностно ориентированный образовательный процесс.

Keywords: differential approach, foreign language lesson, personalized education.

 

Использование передовых образовательных технологий во все времена было одним из основных задач в системе образования. В настоящий момент, когда реформируется система образования, можно предложить такие технологии, которые ориентированы на активную познавательную процесс с использованием различных источников информации и предполагает применение знаний, полученных на практике, а также развитие межкультурных связей. Образование, основанное на соответствующих методах, как благотворно влияющее на формирование и развитие критического мышления у школьников и студентов, умение самостоятельно выбирать необходимый материал и выработать более четкое отношение к содержанию выбранной предметной области.

При обучении иностранному языку важным аспектом в личностно-ориентированном подходе является задача дифференциации и индивидуализации, когда педагогический процесс организован с учетом индивидуальных особенностей участников и использованием специальных педагогических приемов и технологий. В этом случае существует возможность повысить уровень мотивации среди школьников и студентов, научить их работать с аутентичными источниками, эффективно использовать время в классе и во время самостоятельной подготовки. Сложность работы в этом режиме заключается в том факте, что мы рассматриваем дифференциацию и индивидуализацию как в учебном процессе учитель должен учитывать множество факторов; использовать свои навыки и опыт, чтобы найти лучший вариант для работы в особых условиях.

Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению способствует углублению и развитию навыков и знаний практического языка. Такой подход предусматривает подготовку ученика с учетом его предыдущих знаний иностранного языка, способности и склонности его интеллектуального развития и психологических особенностей. С компетентным и последовательным использованием такой технологии учитель может реализовать практические, образовательные цели, выбрать адекватный материал для каждого ученика, чтобы установить соответствующий уровень выполнения задач и обеспечить последовательность выполнения назначения. Кроме того, часть времени на уроке освобождается, и важно отметить, что для самостоятельной работы, в ходе которой индивидуальные характеристики учащихся наиболее полно проявляются, отражается его активность и творчество. Этот повышает самооценку и мотивацию учеников. Учитель, с другой стороны, может четко контролировать деятельность всех учащихся и наметить пути реализации образовательного процесса [1].

Преподаватели и ученые многих стран различают многочисленные типы дифференциального обучения. Считается, что дифференциация бывает внутренней и внешней. Внутренняя дифференциация предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой индивидуальные особенности личности учитываются в условиях образовательной активности в классе. Можно сказать, что понятия дифференциации и индивидуализации в данном случае аналогична. С внешней дифференциацией ученики являются сгруппированными по индивидуальным характеристикам. Кроме того, дифференциация отличается способностями и интересами. Использование этих подходов требует, прежде всего, психологического и педагогического анализа группы, установление уровня подготовленности учеников и создание надлежащих условий для педагогической поддержки. С дифференцированным обучением, важно учитывать индивидуальные характеристики личности: тип мышления, темп деятельности, способности переключиться на новый вид работы, логически выстроить свои мысли. Это важно для учителя, так как ему нужно понять тот фактор, что люди разные по своей природе. Некоторые нуждаются в четком пошаговом контроле со стороны учителя, в то время как другие более независимы и самостоятельны. Разные люди обладают различными способностями сосредотачиваться на работе в течение длительного промежутка времени. Кроме того, предыдущий опыт познания играет важную роль.

При разработке уроков учитель должен учитывать, что задания должны быть доступными с точки зрения сложности и объема, системными с внедрением руководства и контроля и, в то же время, с предоставлением адекватных признаков независимости [2]. Рациональное использование времени на занятиях позволит сосредоточиться на повышении умственной деятельности учеников и на их самостоятельной работе по приобретению знаний в различных условиях. Задачи многоуровневого характера с учетом индивидуальных характеристик, создают атмосферу доброжелательности, уверенности в успехе и стимулируют стремление к дальнейшему прогрессу в достижении поставленной цели и развитию возможности. Индивидуальные задания с разным уровнем сложности позволят учителю использовать различные методы работы и действовать по-разному, включая соответствующие навыки и умения. Выполнение задач помогает повысить интерес к процессу изучения иностранного языка. Независимые многоуровневые задачи обеспечивают систематический и последовательный прогресс в направлении достижения цели. В то же время учитель имеет возможность объективно оценить знания и навыки учеников, получать обратную связь в учебном процессе, знать реальную картину владения знаниями и, при необходимости, провести корректировку и работу над ошибками. Многоуровневые задания для самостоятельной работы могут быть образовательными, обучающими, подкрепляющими, и т.д., то есть они могут быть использованы на разных этапах изучения дисциплины. В течение самостоятельной работы, иногда целесообразно разрешить использование конспектов, учебников или таблиц. Однако этот прием лучше всего использовать на начальном этапе образования. В самостоятельной учебной работе учащиеся могут широко использовать различные карточки с заданиями.

Особую роль играет обзорная или тематическая повторяющаяся работа. Перед изучением новой темы, учителю важно знать, есть ли у учащихся проблемы с пониманием и закреплением предыдущих тем, которые будут создавать неблагоприятные условия усвоения нового материала. С этой целью педагог может провести независимую работу повторяющегося характера с упражнениями, с помощью которых учащиеся будут понимать, что им нужно знать, чтобы работать с новой темой, и учитель будет знать уровень их готовности к изучению этого материала. Основой такой работы могут быть задачи репродуктивного характера. При индивидуальном подходе домашнее задание развивающего характера также играет важную роль. Это в первую очередь работа по подготовке отчетов и сообщений, подготовка к семинарам и конференциям, проектной деятельности. При выборе учебного материала следует иметь в виду, что он должен быть универсальным, вариативным, дающим возможность внутреннего и внешнего контраста [3]. Еще одним важным фактором является оценка знаний. Принимая во внимание особенности дифференцированного подхода, было бы вполне справедливо оценить, как достигнутые результаты и усилия учеников свидетельствуют о том, что у каждого есть шанс овладеть уровнем не ниже базового. Учитель, с другой стороны, имеет возможность правильно использовать критерии оценки выполнения задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование дифференцированного подхода открывает для каждого школьника перспективу овладения иностранным языком и способствует максимальному развитию личности на каждом этапе обучения. Такой подход, конечно, не может решить все задачи обучения иностранному языку в школе. Он должен вписываться в общую структуру коммуникативно направленного обучения.

Список литературы

  1. Олимов, Х. Ю. The role of Information technology in teaching English [Электронный ресурс]. / Х. Ю. Олимов, О. А. Насирдинов. // Молодой ученый,  2016. – № 12. – С. 904-905. – URL : https://moluch.ru/archive/116/31725/ (дата обращения : 11.12.2018).
  2. The Decree 1875 «On measures to further improvement of foreign language learning system» [Текст]. December 10, 2012.
  3. Абдуразакова, У. О. Differentiated learning during English classes [Текст]. / У. О. Абдуразакова, В. А. Гуломов, Д. К. Музаффаров. // Молодой ученый, 2018. – № 50 (236). – С. 305-307.
PDF