МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Берина Иннеса Анатольевна , Михайлова Татьяна Васильевна , Шубникова Наталья Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.31

И. А. Берина, Т. В. Михайлова, Н. И. Шубникова

I. A. Berina, T. V. Mikhailova, N. I. Shubnikovа

Берина Инесса Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Михайлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Шубникова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 97», г. Новокузнецк, Россия.

Berina Inessa Anatolyevna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Mikhailova Tatyana Vasilyevna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Shubnikovа Natalia Ivanovna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.

 

МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

WRITING IN THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения минуток чистописания на уроках русского языка. В своей статье мы знакомим с минуткой чистописания как структурной частью этапа актуализации знаний, делимся опытом работы на данном этапе урока.

Annotation. This article is devoted to the organization and organization of a minute of penmanship in Russian lessons. In this article we are going to tell you about the minute of writing as a structural part of the stage of actualization of knowledge, to share the experience of working at this stage of the lesson.

Ключевые слова: русский язык, минутка чистописания, актуализация знаний, формирование навыка правильного письма.

Keywords: Russian language, a minute of penmanship, updating knowledge, forming the skill of correct writing.

 

«Красиво писать – красоту творить», – гласит народная мудрость.

Нас, учителей начальных классов, волнует вопрос: как научить этому ребенка? Эта проблема в современном мире очень актуальна. Мы наблюдаем, как быстро маленькие дети осваивают современные гаджеты, как их пальчики уверенно нажимают кнопки телефона и клавиши компьютера, но в то же время наблюдаем сложности овладения письмом, плохой, неразборчивый почерк у детей. Письмо – это сложный координационный навык, который требует слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – процесс длительный и трудоёмкий [2, с. 3].

На наш взгляд, причинами плохого почерка у детей являются не только индивидуальные особенности детей и нарушения психического развития, но и отсутствие эффективных методов и приёмов, систематической работы учителя по становлению исправлению детского почерка. Мы в своей практике используем в системе минутки чистописания на уроках русского языка.

Цель минуток чистописания в начальной школе: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо. Занятие по чистописанию проводятся ежедневно, согласно требованиям программы. Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач начальной школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в течение четырёх лет.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности и старательного отношения к выполнению любой работы.

Написание элементов букв или сочетаний не должно быть чисто механическим. Так, например, в первом классе при проведении минуток чистописания используем в своей работе письмо под счет, письмо в воздухе, загадки, которые помогают узнать букву, дать характеристику ее звукам и помимо этого развивают логическое мышление.

На уроках русского языка минутку чистописания мы проводим как структурную часть этапа актуализации знаний. Во время её проведения вместе с совершенствованием графического навыка актуализируются знания по изучаемой теме, и активизируется умственная деятельность учащихся.

1 класс. Тема урока «Слова-названия предметов».

Буква первая, друзья, в алфавите – это ... Продолжите высказывание.

Учащиеся вспоминают правильное написание заглавной и строчной буквы «А» и соединения с этой буквой. Сначала прописывают букву в воздухе, под счет, затем в тетради.

Аа – прописывают всю строку

На второй строке записаны слова: арбуз, абрикос, алый, аукает, аккуратный, алеет – прочитайте данные слова. Дети выделяют опасные места совместно с учителем. Записывают в тетрадь.

Данные слова разделите на три группы.

По каким принципам разделили данные слова на группы? (Слова-предметы, слова-признаки и слова, обозначающие действие предметов).

На какие вопросы отвечает каждая группа? Откройте учебники на той странице, где мы работали на прошлом уроке. Найдите следующую тему, прочитайте ее. Какая из данных групп соответствует данной теме? В дальнейшем переходят к работе по учебнику.

2 класс. Тема урока «Слова-названия предметов разного рода».

Рита Ручкою писала, Роза кРаской Рисовала, Вот какая Радуга, кРасотой нас Радует!

Какой звук встречается в четверостишии чаще других?

Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

Какие звуки она обозначает? Когда буква «Р» будет обозначать твердый согласный звук? Когда мягкий?

Учащиеся вспоминают правильное написание заглавной и строчной буквы и их соединение, называют буквы-«сестренки», написание которых схоже с написанием буквы «Р».

Рр – прописывают сроку.

На второй строке записаны слова: ручка, образование, рисунок, радуга, род, мороженое.

Откройте учебники на той странице, где мы работали на прошлом уроке. Найдите следующую тему, прочитайте ее. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Прочитайте правило. Как можно определить род у имен существительных?

Давайте вернемся к нашей минутке чистописания. Ребята, Вам, необходимо у данных слов определить род. Как мы будем это делать? С объяснением определяют род над словами, записанными на минутке чистописания. В дальнейшем продолжают работу по учебнику.

3 класс. Тема урока «Второстепенные члены предложения. Дополнения».

Где снег, там и след.

На снегу след всегда сед.

Прочитайте скороговорку. Какая буква чаще других встречается в словах?

Написание, какой буквы повторим сегодня на уроке? Что вы можете сказать о звуках, которые она обозначает? (Звонкий или глухой, когда бывает твердым, а когда мягким?)

1 строка – прописывают буквы Сс

Определяют соединения буквы «С» в словах.

2 строка – выписывают слова с буквой С объясняя орфограммы. Выясняют слова снег и снегу являются однокоренными или формой слова.

3 строка – составляют и записывают предложение со словом снег.

Снег одел деревья в белые шубы. Выделяют грамматическую основу.

Объясняют, почему именно слово снег, а не слово деревья является подлежащим.

Зачитывают тему урока, ставят цель урока, читают определение, какие члены предложения являются второстепенными и почему, какие слова являются дополнением.

Давайте вернемся к нашему предложению и попробуем в нем найти и выделить дополнение.

Одел (что?) деревья _ _ _ – является дополнением.

Одел (во что?) в шубы _ _ _ – является дополнением.

Определите падеж у имен существительных, которые являются дополнением.

Приступают к работе с учебником.

Формирование навыка правильного письма – процесс продолжительный. Если подходить к минуткам чистописания творчески, ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, то работа в этом направлении даст положительные результаты [1, с. 115].

Список литературы

  1. Безруких, М. М. Как помочь первокласснику хорошо учиться [Текст]. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Б. С. Круглов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. – 188 с.: ил.
  2. Кириллова, М. И. Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка [Электронный ресурс]. / М. И. Кириллова. // Вестник педагога [сайт], 2015. – URL : http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5912 (дата обращения : 10.02.2022).
PDF