ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МЫСЛЬ – СЛОВО – ДЕЛО»

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Алиева Татьяна Мансуровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.013.42

Т. М. Алиева

T. M. Alieva

Алиева Татьяна Мансуровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ ООШ № 2, п.г.т. Смышляевка, Волжская Самарскай область, Россия.

Alieva Tatyana Mansurovna, teacher of russian language and literature, Secondary School № 2, Smyshlyaevka village, Volzhsky municipal district, Samara region, Russia.

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МЫСЛЬ – СЛОВО – ДЕЛО»

CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT «THOUGHT – WORD – DEED»

 

Аннотация. В статье рассказано о взаимодействии учащихся и учителя  в рамках реализации профориентационного проекта «Мысль – слово – дело». Школьники, познакомившись с профессиями, востребованными в наше время, под руководством учителя создают небольшую презентацию или «профтрейлер» о профессии. Данная работа формирует представление детей о своей дальнейшей деятельности.

Annotation. The article describes the interaction of students and teachers in the framework of the implementation of the career guidance project «Thought – word – deed». Students, having got acquainted with the professions that are in demand in our time, under the guidance of a teacher, create a small presentation or «proftrailer» about the profession. This work forms the children's idea of their future activities.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, ожидаемые результаты, учащиеся, школа, образовательная организация.

Keywords: career guidance, career guidance work, expected results, students, school, educational organization.

 

Современные дети, к сожалению, мало ориентируются в профессиях, востребованных в нашей стране, и всё больше проводят времени за занятиями в гаджетах. Дети с лёгкостью ориентируются в какой-либо игре-стратегии или в социальной сети. Умение, легко и свободно ориентироваться в гаджетах, было положено в основу профориентационного проекта «Мысль – слово – дело».

Учитель имеет возможность заниматься воспитанием детей, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Это позволяет максимально эффективно использовать и организовывать свою работу. В нашей образовательной организации  ознакомление с профессиями происходит в свободной форме при реализации ранее введённого проекта «Великое из малого». Суть его заключена в том, что на уроках при проведении «пятиминуток» детей знакомят с профессиями. Данная форма работы позволяет детям либо узнать новую информацию, либо вспомнить ранее полученную и подстёгивает учащихся к дальнейшему самостоятельному поиску и углубленному изучения материала.

На этапе самостоятельного изучения/пополнения информации о профессии или при взаимодействии с учителем учащийся создаёт  небольшую презентацию в удобной для него программе на смартфоне. Также практикуется создание «профтрейлеров». Под этим определением имеется в виду небольшой сюжет о какой-либо профессии. К созданию подобных роликов подстегнула работа с учащимися над итоговым проектом по теме «Буктрейлеры к художественным произведениям», где дети создавали короткие видеоролики, призывающие в произвольной художественной форме к прочтению какой-либо книге.

Выполнению данной работы способствует реализация профориентационного проекта «Мысль – слово – дело».

Цель проекта: помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии.

Ожидаемые результата реализации профориентационного проекта «Великое из малого»:

  • дети, заинтересовавшись дополнительным материалом, полученным на уроке, самостоятельно более углубленно изучают его, проявляют интерес к познанию;
  • дети взаимодействуют при работе с учителем; сотрудничество в свободной и при этом деловой форме способствует сплочению и укреплению связи учитель-ученик;
  • получая информацию о профессиях, востребованных в наше время, у учащихся формируется представление о своей дальнейшей деятельности;
  • учащиеся будут иметь возможность самореализоваться в пространстве российского государства;
  • учащиеся познают то, что применение гаджетов может нести в себе и познавательную составляющую.

Профориентационный проект «Мысль – слово – дело» уникален тем, что реализуется непосредственно в школе. Таким образом, фиксируется широкий охват учащихся. Взаимодействие происходит с учащимися различных классов, начиная, в основном, с 5 класса. Работа по данному направлению позволяет сочетать традиционные методы с современными инновационными технологиями.

Занятия в данном направлении начинаются после предварительной работы учителя. В нашей образовательной организации деятельность начинается с включения проекта «Великое из малого». Предварительная работа над реализацией проекта способствует продуктивному результату и достижению цели.

  • Во-первых, необходимо проанализировать и в случае необходимости переработать технологические карты уроков. По предмету «литература», в том числе, нужно провести анализ изучаемых произведений, делая акцент на героях и их профессиональной деятельности. Таким образом, формируется «банк» тем, над которыми идёт дальнейшая работа.
  • Во-вторых, нужно каждую тему сопоставить с профессиями, актуальными на сегодняшний день. Для этого можно воспользоваться «Атласом новых профессий». Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков, простым и увлекательным языком и полна интересных историй о специалистах будущего [1].
  • В-третьих, нужно выбрать метод работы и форму деятельности, которые будут применены на уроке для ознакомления детей с миром профессий и реализации цели профориентационного проекта «Великое из малого».

При заинтересованности учащихся каким-либо видом профессии или какой-либо определённой отраслью мы вместе продумываем дальнейшую работу над презентацией или «профтрейлером».

Практика показывает, что дети в создании видеороликов ориентируются лучше, чем в работе с программой PowerPoint. Работа в этом направлении требует дополнительной работы с детьми, с целью ознакомления их с основными функциями программы. При создании презентации на телефоне учащиеся чаще всего используют программы Google Презентации, конструктор презентаций, WPS Office, Prezi Viewer, LinkedIn SlideShare.

При работе с «профтрейлерами» дети используют различные программы, учитывая операционную систему на смартфоне. Среди основных можно выделить VidLab Stop,  Motion Studio, iMovie, Magisto, AndroVid Video Editor.

Данный проект позволяет расширить знания детей в области профориентации.

Список литературы

  1. Атлас новых профессий – профессии будущего [Электронный ресурс]. – URL : http://atlas100.ru/ (дата обращения : 28.12.2021).
PDF