ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Хабибуллаева Иродахон Дилшод кизи

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.4

И. Д. Хабибуллаева

I. D. Khabibullaeva

Хабибуллаева Иродахон Дилшод кизи, преподаватель, кафедра методики преподавания информатики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Узбекистан.

Khabibullaeva Irodakhon Dilshod Kizi, Lecturer, Department of Informatics Teaching Methods, Andijan State University, Andijan, Uzbekistan.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF METHODOLOGICAL SKILLS OF STUDENTS AS A RESULT OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES

 

Аннотация. Сегодня, в век развития науки и техники, использование информационных технологий имеет первостепенное значение в решении задач модернизации высшего образования и качественной подготовки высококвалифицированных специалистов.

Annotation. Today, in the age of science and technology, in the development of technologies, the use of information technologies is of paramount importance in solving the problems of modernizing higher education and high-quality training of highly qualified specialists.

Ключевые слова: квалификационная модель, компетентностная модель, исследовательский навык.

Keywords: qualification model, competence model, research skill.

 

В настоящее время, с быстрым развитием науки и быстрым накоплением и обновлением информации, люди все больше и больше интересуются самообразованием. В основе данной работы лежит проблема формирования у студентов исследовательских навыков на основе современных информационных технологий. Современные информационные технологии играют важную роль в формировании следующих качественных показателей студентов:

  • научные и систематические знания;
  • алгоритмическое мышление;
  • умение различать процессы мышления;
  • развитие восприятия и понимания;
  • формирование информационно-коммуникационных исследовательских возможностей.

Формирование таких качественных показателей должно быть ориентировано на весь образовательный и исследовательский процессы вузов. Поэтому методы обучения в высшей школе ориентированы на следующую организационную работу, а именно на развитие у студентов самостоятельности в получении знаний и умений, формирование оригинальных идей на основе рекомендаций преподавателя.

Для образования в современных условиях особо важной становится тенденция перехода на компетентностную модель обучения в сфере высшего образования, развития творческого подхода при реализации получаемых в образовательном процессе компетенций.

Новая квалификационная модель предъявляет следующие требования к будущим выпускникам:

  • необходимость самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков;
  • концентрация имеющихся знаний на инновационных технологиях и самостоятельное решение конкретных задач;
  • активное участие в социальных и профессиональных процессах и др.

Эти требования позволяют студентам определить свое место в исследовательском процессе.

Компетентностный подход в вузе тесно взаимосвязан с проблемой моделирования потенциального выпускника, развития и оценивания уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов на всех этапах образовательного процесса по различным образовательным программам. Переход на компетентностную модель ставит перед всеми участниками образовательного процесса достаточно много вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных сотрудников, востребованных на рынке труда, свободно владеющих необходимыми профессиональными качествами, готовых к практической деятельности и профессиональному росту, свободного адаптирующихся в изменяющихся современных социально-экономических условиях.

Сегодняшние новые подходы очень важны для активизации деятельности. Культура исследования, в свою очередь, служит важным инструментом в учебном и исследовательском процессе. Самостоятельное мышление студентов в процессе обучения отражается на их личностном развитии.

Исследовательские навыки, в свою очередь, применимы и к общему образованию, поскольку они имеют более широкий взгляд на изучение всех предметов. В свою очередь, исследовательская деятельность студентов принимает форму индивидуальной студенческой работы. Основными организационными моментами подготовки будущих специалистов являются:

  • активизация мыслительного процесса и процесса самостоятельного приобретения знаний, развитие профессиональных навыков, способствующих формированию профессиональной компетентности будущего специалиста;
  • развитие личностного мышления и творческих подходов;
  • привлечение к исследовательской работе.

Во время проведения исследования студенты активно включаются в умственную деятельность, анализируют задания, рассматривают условия, формулируют и задают вопросы, тем самым решают проблемы. И поэтому процесс постепенно превращается в творческое начинание.

Студенты должны пройти следующие этапы исследовательского процесса:

  • определение темы исследовательской работы;
  • постановка и разъяснение проблемных вопросов;
  • оценка готовности к проведению исследования по самостоятельно выбранным направлениям;
  • выбор путей и средств решения проблем;
  • планирование решения проблем;
  • выполнение исследовательской программы.

Действия по реализации исследовательского процесса включают: контроль исследовательской работы, контроль промежуточных и конечных результатов работы, корректировки при самостоятельной проверке рабочей программы, устранение ошибок и их причин.

Таким образом, в результате использования современных информационных технологий у студентов появляется возможность интеллектуального независимого обучения и доступ к информации современными способами, а также расширяется их практический опыт.

Список литературы

  1. Инкина, О. Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза как условие повышения качества иx подготовки [Текст]. / О. Н. Инкина, Л. И. Ксолина. – Новосибирск : НГАУ, 2006. – 160 с.
  2. Абдулова, Л. Ш. Особенности формирования исследовательской компетенции студентов [Текст]. / Л. Ш. Абдулова. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009. – № 1. – С. 157-162.
PDF