КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЙТИНГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТИПА «УМНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 2

16 марта 2022 г.

Авторы: Мошляк Габриэль Алексеевна , Рабенатулутра Александр

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.16

А. Рабенатулутра, Г. А. Мошляк

A. Rabenatolotra, G. A. Moshlyak

Рабенатулутра Александр, аспирант кафедры сравнительной образовательной политики, ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва, Россия.
Мошляк Габриэль Алексеевна, к. и. н, доцент, ФГАОУ ВО «РУДН», г. Москва, Россия.

Rabenatolotra Alexandre, PhD student of the Department of Comparative Educational Policy, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.
Moshlyak Gabriel Alekseevna, candidate of history sciences, associate professor, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

 

КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЙТИНГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТИПА «УМНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

CRITERIA DETERMINING THE RATINGS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE TYPE «SMART UNIVERSITY»

 

Аннотация. Учитывая отсутствие мировых рейтингов, специализирующихся на образовательных организациях типа «умный университет», в статье описываются критерии, которые выявлены при изучении двух рейтинговых агентств. По данным критериям определены различия между старыми и современными вузами: результаты оценок и уровень развития экономики страны. Существующие различия в показателях позволяют разработать модели и реализовать концепцию «умный университет».

Annotation. Taking into account the absence of world ratings specializing in educational organizations of the «smart university» type, the article describes the criteria that was identified during the study of two rating agencies. According to this criteria, the differences between old and modern universities is determined: the results of assessments and the level of development of the country's economy. The existing differences in indicators allow us to develop models and implement the concept of a «smart university».

Ключевые слова: умный университет, рейтинги, критерии, награды, технологические инновации.

Keywords: smart university, ratings, criteria, awards, technological innovations.

 

В настоящее время нет единого официального мирового рейтинга по концепции «умный университет». Существует только мировой рейтинг вузов по технологическим инновациям. Но поскольку, его общее определение относится к совокупности технологических инноваций в вузе [1], то берутся критерии рейтингового агентства «QS» и рейтингового агентства из «Great value colleges».

Мировой рейтинг технологических инноваций по «Great value colleges» состоит из 6 критерий: Самый высокий балл в критериях – это международная награда за технологию или инновацию (2 балла), остальные критерии как Местная или национальная награда за технологию или инновацию, Предложение технологических особенностей в аудиториях, общежитиях и на факультетах, Учреждения или исследовательские отделы, позволяющие студентам проводить исследования, Использование технологий в исследовательских центрах и Награда за лучший кампус оцениваются по одному баллу. Существует несколько международных наград, ежегодно вручаемых международным организациям, корпорациям и государствам, например: международная премия за инновации в области устойчивого развития сельского хозяйства (например: ФАО, с 2018 г.), в области нанотехнологий (например: Роснано, с 2011 г.), в области топлива (например: Израильское правительство, с 2013 г.), в области медицины (например: «Google» и «Facebook», с 2013 г.), в области дизайна и инженерного проектирования (например: Фонд Джеймса Дайсона, с 2002 г.). В основном эти награды вручаются вузам, имеющим большой вклад в науке. Награда за технологию или инновацию на национальном и местном уровне самая распространённая в развитых странах и в крупных городах мира. Например, такая награда вручается в США с 1985 г. на уровне штата [5].

В целом, в топ-10 рейтинга в 2020 г. находятся вузы из развитых западных стран, а также вузы с многолетней историей. Эти все вузы расположены в ведущих странах мира и по глобальному индексу инноваций «GII» в 2020 г. заняли следующие позиции: первое и второе место занимают 2 швейцарских вуза, Швейцария стоит на первой позиции стран по «GII», затем идут 5 американских вузов, поскольку США, входит в топ-10 и занимает 3-ое место [2]. В рейтинге также представлены 2 вуза из Великобритании: Корнуельский университет и Имперский колледж Лондона. По внедрению технологических инноваций Великобритания находится на 5-ом месте. 8-ое место занимает Ольборгский университет из Дании, страна находится на 7-ой позиции по технологическим инновациям [6].

Кроме того, рейтинговое агентство «Great value colleges» ежегодно публикует список вузов, которые имеют наибольшее количество нобелевских премий в разных областях. Например, в 2019 г. количество нобелевских премий, полученных Федеральной политехнической школой Лозанны, Швейцария, составило 21 премию; Калифорнийский технологический институт, США – 32 нобелевских премии; Массачусетский технологический институт, США – 70 нобелевских премий; Ольборгский университет, Дания – 1 премия; и Имперский колледж Лондона, Великобритания – 13 премий. Иначе, в 2009 г. Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария, получила премию за лучший кампус от международной сети по устойчивому кампусу «ISCN», и Корнельский университет в 2011 г. [4]. Большинство этих вузов было построено до второй мировой войны. Например, Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария, была основана в 1853 г.; Массачусетский технологический институт, США – в 1861 г.; Имперский колледж Лондона, Великобритания – в 1907 г. Только Ольборгский университет в Дании был основан в 1974 г. По оценкам вузов – 2 первых вуза из Швейцарии имеют самый высокий балл: 248 и 242, затем идет американский вуз с 146 баллами.

Во втором рейтинге – рейтинге «QS» вузы в 2020 г. оцениваются как из стран Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индонезия, Филиппины, Новая Зеландия и Австралия), так и из стран Ближнего востока (ОАЭ). Эти вузы являются современными, потому что большинство этих вузов основаны после второй мировой войны с 1945 г. Два вуза из ОАЭ и Государственный университет Батангаса (Филиппины) основаны после 2000 г., когда в 2000-х годах в стране наблюдался экономический бум. Два вуза Океании, два вуза из Европы и Городской университет Гонконга основаны после 1990 г. Самый поздний по дате создания вуз – Университет Андаласа, основан в 1955 г. Ольборгский университет, Дания, занимает первую строчку, однако в предыдущем рейтинге он находился на 8-м месте [7].

Самые высокие баллы по критериям присваиваются за: участие вуза в программах инноваций включая патенты на изобретение; кооперацию между вузом и частными партнерами по 20 баллов каждых критерий; только Внедрение научно-технических достижений на коммерческой основе – 10 баллов.

Программы инноваций опираются на любые нововведения, направленные на улучшение и повышение эффективности деятельности вуза. Использование технологий, как по научным, так и по социальным направлениям деятельности, имеют важную роль в образовании, которую можно разделить на 4 вида: административный, внутрипредметный, общеметодический и идеологический. Участие вуза в программах инноваций приносит вузу преимущества в рейтинге после того, как он выполняет все задачи и достигает цели программ. Программы инноваций могут быть разными и зависят от форм (государственные или негосударственные) и поставленных целей. Обычно для того, чтобы попасть на программу проводится конкурсный отбор вуза по определенным критериям, где победитель получает финансовую поддержку на реализацию программы. Такие программы существуют в странах Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Азиатско-тихоокеанского региона, поэтому в топ-10 входят вузы из этих стран.

Сотрудничество между вузом и частными партнерами помогает развивать позиции вузам в этих странах. Развитие государственно-частного предпринимательства представляется малыми и крупными предприятиями страны, в частности транснациональными компаниями (далее – ТНК) [3].

В мире существуют более 60 тыс. ТНК. В основном штаб-квартиры компаний располагаются в стране происхождения и имеют около 690 тыс. дочерних и аффилированных предприятий, которые находятся за рубежом. Они стремятся к развитию высшего образования, обучая штатных и будущих сотрудников использованию современных технологий и обеспечивая по соглашению с властями развитие социальной инфраструктуры страны. Например, ТНК «Walmart» занимается торговлей, в которой задействованы более 2 млн. человек по всему миру. ТНК «Microsoft» и «Amazon» расширяют свою деятельность в области высшего образования в мире.

С 2008 года компания «Microsoft» запустила образовательные программы в вузах по технологическим направлениям, среди таких вузов университет Хамдана Бин Мохаммеда «Smart University» (2015 г.) и Университет Андаласа. Компания «Microsoft» занимает 21-ое место согласно рейтингу «Fortune 500» и имеет 163 тыс. сотрудников по всему миру. Общая оценка внедрения в компанию научно-технических достижений на коммерческой основе составляет 10 баллов. Это самый низкий балл по критериям согласно рейтингу «QS», поэтому ведущие и известные мировые вузы не занимают высокие позиции в рейтинге.

Список литературы

  1. Каптур, В. Умные университеты – основа устойчивых городов [Электронный ресурс]. / В. Каптур. // Умные устойчивые города: технологические тренды, истории успеха и перспективы. – 2019. – С. 2-8. – URL : https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/Documents/Events/2019/02_Minsk/Presentations/S2-Pres5-Kaptur_SmartUniversities-RU.pdf (дата обращения : 06.02.2021).
  2. Глобальный индекс инноваций «GII» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.globalinnovationindex.org/gii-2020-report (дата обращения : 12.05.2021).
  3. Лиферов, А. П. Образование в стратегиях ТНК [Электронный ресурс]. / А. П. Лиферов. // Порталус. – 2007. – октябрь. – URL : https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193747172&archive=1196814959&start_from=&ucat=& (дата обращения : 03.04.2021).
  4. Международная сеть устойчивых кампусов [Электронный ресурс]. – URL : https://international-sustainable-campus-network.org/awards/2020-award-winners (дата обращения : 22.06.2021).
  5. Национальная медаль США в области технологий и инноваций [Электронный ресурс]. – URL : https://www.uspto.gov/learning-and-resources/ip-programs-and-awards/national-medal-technology-and-innovation-nmti (дата обращения : 06.04.2021).
  6. Рейтинг образовательных организаций типа «Smart University» в 2020 г. по «Great value colleges» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.greatvaluecolleges.net/50-most-technologically-advanced-universities/ (дата обращения : 23.06.2021).
  7. Рейтинг образовательных организаций типа «Smart University» в 2020 г. по рейтингу «QS» [Электронный ресурс]. – URL : https://www.topuniversities.com/qs-stars/rating-universities-innovation-qs-stars (дата обращения : 23.06.2021).
PDF