ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ СОДЕРЖАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Шатунов Петр Геннадьевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.016:005

П. Г. Шатунов

P. G. Shatunov

Шатунов Петр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Shatunov Petr Gennadievich, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ СОДЕРЖАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

MAJOR TRENDS IN THE CONTENT CHANGES OF MANAGEMENT COURSES

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме устаревающего содержания курсов менеджмента в высшем образовании. Показаны основные направления изменения содержания курсов. Приведена точка зрения автора статьи об изменении роли менеджмента как учебной дисциплины в системе образования в России.

Abstract. The article describes the problem of outdated content of management courses in higher education. The main changes in the courses are shown. The author’s perspective on changing role of management courses in the education system in Russia is given.

Ключевые слова: менеджмент, содержание курса, высшее образование, тренды, обучение менеджменту в школах.

Keywords: management, course content, higher education, trends, teaching management in schools.

 

Компетентностный подход, реализуемый сегодня в российской системе образования, предоставляет нам определенную долю свободы в определении содержания курсов учебных дисциплин. В этом смысле кажется вполне логичной модернизация образовательных программ с учетом последних изменений в связанных с этими программами отраслях науки. Тем не менее, подобные изменения не всегда своевременно находят свое отражение в названных выше программах.

Менеджмент как дисциплина, преподаваемая в вузах России, сформировалась еще в начале 1990-х гг. как необходимая отрасль науки, отражающая философию работы организации в рыночной экономике. Менеджмент в те года позволил организациям более мягко перенести шок, вызванный резкой сменой типа экономической системы. И с тех пор содержание учебной дисциплины «Менеджмент» остается во многом неизменным. Традиционно в курс менеджмента включаются общетеоретические вопросы (понятие и сущность менеджмента, его функции, принципы), а далее по курсу часть этих вопросов раскрывается более подробно в контексте функций, что и находит свое отражение в соответствующих рабочих программах. Стандартно тематический план дисциплины «Менеджмент» включает следующие разделы: 1) введение в менеджмент (сущность и принципы), 2) организация как объект менеджмента, 3) менеджер и его роль в организации, 4) планирование как функция менеджмента, 5) мотивация как функция менеджмента, 6) контроль как функция менеджмента, 7) коммуникации и их роль в организации, 8) принятие решений. Помимо указанных разделов в тематическом плане могут быть представлены также и такие варианты разделов, как: 1) история менеджмента, 2) управление конфликтами и стрессами и 3) роль делового общения в организации. Последние три раздела чаще всего можно обнаружить в рабочих программах для профильных направлений подготовки.

Автором статьи исследованы 32 актуальные рабочие программы по дисциплине «Менеджмент», преподаваемой в вузах, на предмет представленности определенных разделов в структуре тематического плана. Результаты представлены ниже на рисунке 1.

Как видно из рисунка, новые разделы для направлений экономического профиля, а также непрофильных направлений, в рабочих программах не находят своего отражения. Картина незначительно меняется лишь для направления «Менеджмент»: здесь авторы двух программ ввели отдельный раздел о предпринимательстве.

Однако, наука не стоит на месте, а развивается. Соответственно и в менеджменте происходят постоянные и значительные изменения, которые, к сожалению, не отражаются в современных рабочих программах данной учебной дисциплины. Более того, специфика менеджмента такова, что практика менеджмента развивается более быстрыми темпами, чем теория, что делает обозначенную проблему более значимой.

Таким образом, имеет смысл показать основные тренды в развитии менеджмента с целью их дальнейшего учета в новых рабочих программах дисциплины.

Один из первых таких трендов был обозначен еще в 1997 году в докладе Туринской группы Европейского фонда образования. Доклад был опубликован в 1998 г. и имел название «Re-designing Management Development in the New Europe» («Переосмысление развития менеджмента в Новой Европе») [3]. В докладе учитывалась глобализация и необходимость учета мультикультурных взаимодействий. Данный тренд требует введения в структуру курса менеджмента раздела, связанного с изучением специфики национальных моделей менеджмента и особенностей межкультурной деловой коммуникации. До сих пор данный раздел не учитывается в рабочих программах. Этот тренд, как никогда, сегодня становится одним из основополагающих, когда многие компании переводят часть своего персонала на дистанционную работу и понятие географических границ просто стирается, а требования к уровню компетентности в сфере межкультурной коммуникации возрастают.

Все остальные тренды становятся актуальными ввиду ситуации с развитием пандемии, вызванной COVID-19, – когда цифровые технологии меняют привычный темп и характер работы. Некоторые исследователи даже говорят о так называемом образовании в области менеджмента версии 4.0 (Management Education 4.0) – по аналогии с индустрией 4.0 (имеется в виду 4-ая промышленная революция, основанная на smart-технологиях) [1]. Среди таких трендов можно выделить следующие:

  1. уплощение организационных структур – уход от иерархичности (соответственно в структуре курса необходимо особое внимание уделять плоским организационным структурам);
  2. стремление к гендерному балансу, толерантности и гуманистическому подходу в целом в организациях (можно рассматривать в рамках подходов к менеджменту, обращаясь к гуманистическому подходу в первую очередь, а также делать акцент на «soft skills» в рамках всего курса);
  3. масштабное внедрение информационных технологий, связанное с удаленной работой и гибкими графиками (необходим специальный раздел в курсе менеджмента, рассматривающий современные инструменты информационных технологий для организации совместной работы);
  4. развитие искусственного интеллекта (и такой раздел необходимо включать в современные курсы менеджмента, как минимум, на уровне применяемых технологий планирования, принятия решений и т. п.);
  5. все большее распространение социально-ответственного поведения организаций, что вписывается в концепцию тройного критерия – TBL (в итоге, в курсе менеджмента необходимо зафиксировать цель организаций как ориентированную не на прибыль, а на выполнение общественно полезной функции; прибыль же должна рассматриваться как показатель эффективности реализации данной функции).

Это далеко не все тренды, но даже они не учтены в современных курсах по менеджменту в России. Следует отметить, что и не все зарубежные образовательные программы учитывают показанные выше моменты [2].

В завершение следует добавить, что сегодня менеджмент – это уже отдельная философия в сфере экономики. Менеджмент, если рассматривать его в связи с организациями, является всеобъемлющей социально-экономической наукой, существенно облегчающей существование общества и взаимодействие индивидов в нем. Поэтому, учет основных трендов – это не завершающий этап развития учебной дисциплины. Было бы правильным ввести этот курс непосредственно уже в школе (а в вузах давать более фундаментальные и прикладные знания в этой области), например, в 10-11 классах. Это объясняется тем, что менеджмент есть наука о человеке, о людях, об организациях. Мы сегодня не можем представить наш мир без организаций – вся наша деятельность протекает в них или связана с ними так или иначе. Менеджмент, преподаваемый уже в школе, выступал бы в качестве одного из инструментов социализации для молодого поколения. А если стремиться к идеальному состоянию, то, учитывая обозначенный выше тренд возрастания роли межкультурных коммуникаций и другие тренды, - преподавание менеджмента следовало бы осуществлять на английском языке, если мы не ставим своей целью дезинтеграцию себя из мирового сообщества. Возможно, изучение менеджмента в школе будет способствовать росту управленческой культуры в России.

Таким образом, с одной стороны, необходимо учитывать при разработке учебных программ курсов менеджмента новые тренды в его развитии, а, с другой стороны, – необходимо менять подход к образованию и вводить большее количество социально-экономических дисциплин в школе, начиная с 10-го класса.

Список литературы

  1. Chattopadhyay, Atish Management Education 4.0 and the changing landscape of business education in India. – 19. Feb 2020 [Электронный ресурс]. / Atish Chattopadhyay. // 1st edition: Quality and Innovation, Academ & Qace Up Knowledge Bar, Article. – URL : https://rimaone.com/management-education-4-0-and-the-changing-landscape-of-business-education-in-india/ (дата обращения : 30.01.2022).
  2. Sastry, P. Srinivasa Transformation of global management education. – Sankalp Conference. – October 2020 [Электронный ресурс]. / P. Srinivasa Sastry, Arya Pattnaik. // ResearchGate. – URL : https://www.researchgate.net/publicatio/344926796_Transformation_of_global_management_education (дата обращения : 30.01.2022).
  3. Re-designing Management Development in the New Europe, 1998. Report of the Torino Group. [Электронный ресурс]. – European Training Foundation, Turin (Italy). – ISBN-92-9157-068-01997-00-00. – 165 p. – The Institute of Education Sciences (IES). – URL : https://eric.ed.gov/?id=ED420803 (дата обращения : 30.01.2022).

PDF