СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Наплёкова Татьяна Константиновна , Лунева Юлия Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.147

Т. К. Наплёкова, Ю. В. Лунева

T. K. Naplyekova, Y. V. Luneva

Наплёкова Татьяна Константиновна, ст. преподаватель кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Лунева Юлия Владимировна, к. э. н., доцент кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Naplyekova Tatiana Konstantinovna, senior Lecturer of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Luneva Yulia Vladimirovna, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN REALITIES OF TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF ECONOMICS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

 

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам подготовки современного выпускника вуза в сфере экономики, освящены трудности состыковки учебных планов и профессиональных стандартов.

Annotation. The article is devoted to the actual problems of training a modern university graduate in the field of economics, the difficulties of linking curricula and professional standards are consecrated.

Ключевые слова: подготовка студентов вуза, профессиональные стандарты, компетентностный подход.

Keywords: university students' training, professional standards, competence approach.

 

С 2009 года в России ведётся активная перестройка образовательных стандартов, ориентированных на компетентностный подход в рамках Болонского процесса. Базовая идея, заложенная в концепции перехода к бакалавриату, подразумевала ориентацию на реальный сектор экономики с высокой степенью готовности кадров для использования в бизнес-процессах. По факту, произведенных преобразований в сфере образования можно судить об отдалении образовательного процесса от изначально поставленных целей. В частности, выпускник высшей школы, обладавший ранее технологией «быстрой обучаемости» по факту превратился в «полуфабрикат низкой степени готовности». Таким образом, идея подготовленности выпускника вуза к реальному сектору экономики превратилась в возросшую необходимость работодателя доучивать выпускника до нужного уровня компетентности [2].

В связи с этим возникла необходимость на федеральном уровне определить трудовые функции, базовый и дополнительный уровень образования и уровень квалификации работника, что нашло отражение в профессиональных стандартах.

Современные требования рынка к уровню подготовки и квалификации работников в сфере экономики структурированы и отображены в Профессиональных стандартах, разрабатываемых и утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональные стандарты стали разрабатываться с 2013 года после выхода постановления Правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 г. № 23. Профессиональные стандарты по экономическим специальностям стали разрабатываться с 2014 года.

Профессиональные стандарты – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [1]. В этой же статье Трудового кодекса дается и определение «Квалификация работника» – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Фактически, это уровень:

  • знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника);
  • умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника);
  • профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками);
  • профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).

Уровень этих показателей раскрывает количественную и качественную характеристику работника, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.

Каждый профессиональный стандарт включает в себя:

       a)  трудовые функции;
       b)  наименования должностей, которые могут быть использованы на предприятиях;
       c)  обязательные требования, касающиеся образования сотрудников;
      d)  критерии, позволяющие оценить опыт работы.

Все стандарты имеют типовую структуру, во всех стандартах говорится о том, какими компетенциями и знаниями должен обладать тот или иной работник, занимающий определенную должность, дана характеристика трудовых функций. Стандарты формируют представление о том, какие обязанности подразумевает та или иная работа, призваны помочь работодателям на более качественном уровне организовать работу предприятия.

Стандарты предусматривают базовое образование и дополнительное профессиональное образование по специальным программам (программы переподготовки, программы повышения квалификации, программы профессиональной сертификации и т.д.) опыт практической работы. Базовое образование может быть как среднее профессиональное образование, так и высшее в зависимости от того, какие трудовые действия (функции) будут выполняться. В стандарте дается расшифровка необходимых знаний для выполнения той или иной трудовой функции. Дополнительное профессиональное образование необходимо для повышения квалификации работника. Таким образом, требования к уровню образования и компетенции работника зависят от того, какие трудовые действия он будет выполнять.

По экономическим специальностям (по коду профессиональных стандартов 08 «Финансы и экономика») уже утверждены и действуют 44 профессиональных стандарта.

Современная система высшего образования строится на соблюдении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).

В Федеральный закон «Об образовании в РФ» были внесены поправки в часть 7 статьи 11 «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». Следовательно, при разработке общеобразовательных программ необходимо учитывать требования профессиональных стандартов.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются:

  1. Универсальные компетенции, единые (по уровням образования) для всех областей образования.
  2. Общепрофессиональные компетенции в ФГОС ВО 3++ определены в общем виде, они должны определяться образовательной организацией самостоятельно на основе анализа профессиональных стандартов.

Таким образом, вуз формирует ОПОП (основные профессиональные образовательные программы) на весь период обучения студента, затем разрабатываются рабочие программы по изучаемым дисциплинам с обязательным раскрытием универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Следовательно, в современных условиях значительно возросли требования к профессионально-ориентированному обучению, выпускники высшей школы должны быть ориентированы на формирование не только общих, но и профессиональных компетенцией. Данное направление прослеживается не только по ФГОС ВО 3++, но и по профессиональным стандартам, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты РФ.

Стратегическое направление развития образования предусматривает, что выпускники высшей школы будут иметь:

  1. применять приобретенные знания и практические навыки на практике для решения разнообразных профессиональных проблем; генерировать новые идеи; искать неординарные выходы из сложившихся ситуаций в организации; уметь предвидеть «кризисные ситуации» и обходить «конфликтные ситуации» с контрагентами;
  2. адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям;
  3. заниматься самообразованием и совершенствовать свои профессиональные навыки.

При этом необходимо отметить ряд проблем, характерных образовательному процессу:

  • необоснованная ориентация на дистанционные формы ведения образования;
  • избыточная «шаблонность» технологий подготовки выпускников вузов;
  • высокая степень регламентации образовательного процесса;
  • постоянный (практически ежегодный) пересмотр ОПОП.

Устранение выше перечисленных аспектов позволит найти оптимальное решение, позволяющее получить выпускника вуза, адаптированного к реальной действительности.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Офиц. сайт]. – URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения : 31.01.2022).
  2. Наплёкова, Т. К. Анализ опыта профессионально-ориентированного обучения формирования компетенций у бакалавров в филиале КузГТУ в г. Новокузнецке [Текст]. / Т. К. Наплёкова, С. Н. Часовников // Актуальные проблемы и перспективы финансово-экономического образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Преподавателей вузов, ученых, аспирантов и магистрантов. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014. – С. 148-154.

PDF