ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Ганченко Диана Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 331.54

Д. Н. Ганченко

D. N. Ganchenko

Ганченко Диана Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Ganchenko Diana Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

FEATURES OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF STATE AUDIT

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу систематизации особенностей подготовки специалистов в области государственного аудита в контексте современных тенденций ее развития. Представлены основные факторы, определяющие специфические черты в подготовке социалистов в области государственного аудита и варианты нивелирования их действия.

Annotation. The article is devoted to the issue of systematization of the features of training specialists in the field of public audit in the context of current trends in its development. The main factors determining the specific features in the training of socialists in the field of state audit and options for leveling their actions are presented.

Ключевые слова: государственный аудит, направление подготовки, профессиональная деятельность, компетенции.

Keywords: state audit, direction of training, professional activity, competencies.

 

Сегодня сфера государственного аудита представляет собой одну из быстро развивающихся областей профессиональной деятельности. Как следствие, в интенсивном режиме формируются, трансформируются и адаптируются требования к необходимым знаниям, навыкам и умениям, которыми должны обладать специалисты в данной области, создавая при этом уязвимые места в формировании продвинутой модели специалиста в этой области.

Систематизируя исследования, посвященные вопросам организации и реализации государственного аудита, обнаруживается ряд тенденций. Они предопределяют особенности в подготовке специалистов в этой области.

Во-первых, необходимо обратить внимание на запаздывание образовательных технологий и стандартов за реальными требованиями рынка к профессиональным компетенциям специалистов, отчасти это запаздывание заложено в механизме конфигурирования специалиста по модели профессиональных образовательных стандартов с использованием профессиональных стандартов. Если для области финансов и экономики данный аспект является относительно регламентированным и в определенной мере можно осуществлять моделирование специалиста (имеется ряд профессиональных стандартов, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ориентирующий в профессии в целом, и т.д.), то для государственной сферы вопрос является открытым. Из нового образовательного стандарта «ушло объектное поле» (государственность). При этом в жизни наблюдается стремительное развитие государственного аудита как внешнего, так и внутреннего [4] на всех уровнях органов власти (делегирование полномочий в области финансового управления сверху-вниз, развитие внутреннего контролинга за реализацией полномочий и их результативностью и др.). При определении полномочий в органах власти до сих пор руководствуются квалификационными справочниками. Профессиональные стандарты для сфер государственного и муниципального управления не разработаны. Поэтому моделирование специалиста в исследуемой области сталкивается с трудностями согласования областей государственного управления и государственного аудита. В современном федеральном образовательном стандарте для этих целей не реализован «переходник» между этим сферами. Во избежание рассогласованности федерального образовательного стандарта и реализуемой образовательной программы, большая часть вузов выбирает область финансов и экономики в профилизацию, «заужая» востребованный на рынке масштаб компетенций при подготовке специалистов.

Во-вторых, переход от первоначально жесткого разделения государственного аудита на «финансовый» и «прочий» к системному государственному аудиту [2]. Последний включает практически все виды аудита, взаимоувязывая их в параметрах отчетности перед органами власти. Становится невозможным «пройти» системный государственный аудит, предоставив только финансовые параметры для проверки. Это ведет к необходимости формирования у специалиста в области государственного аудита (будет он работать в организации или в органах власти) компетенций в области системного управления в организации и органах власти.

В-третьих, зарождение и развитие новых форм государственного аудита. В частности, речь идет о проектном и сетевом государственном аудите. Первый широко используется в государственных программах и проектах [3], инвестиционных и инновационных проектах, реализуемых не только в конкретных организациях, но и в отдельных территориях, и в государстве в целом. Второй применяется, например, в казначействе относительно государственных учреждений [1] или в государственных корпорациях. Эти виды государственного аудита используют системные технологии его реализации от простого управленческого до финансового. Сообразно этому делается заказ работодателей на профессиональную подготовку специалистов с необходимыми компетенциями. В виду проявления первой особенности сегодня нередки случаи реализации этого заказа через смежные образовательные программы. Но они не решают вопрос необходимой полноты подготовки и предполагают организацию дальнейшего обучения.

В-четвертых, переход государственного аудита из «бумажно-отчетной» технологии реализации на конкретную дату к цифровой в формате непрерывного мониторинга. Она предъявляет повышенные требования к уровню освоения компетенций, связанных с информационно-цифровыми технологиями, предполагая комплексную подготовку будущих специалистов, владеющих навыками работы с различными информационно-цифровыми платформами и программными продуктами последней рабочей версии, проектируемыми изменениями.

Таким образом, сложившиеся особенности в подготовке специалистов в области государственного аудита продиктованы ее становлением и развитием. При этом создана только общая конструкция модели специалиста в области. Поэтому до формирования целостной концепции модели возникает необходимость в нивелировании недостаточности формата подготовки за счет освоения смежных и дополнительных компетенций, позволяющих адаптироваться под запросы рынка.

Список литературы

  1. Артюхин, Р. Е. Казначейство как государственный аудитор [Текст]. / Р. Е. Артюхин. // Журнал Бюджет, 2018. – № 10 (190). – С. 42-44.
  2. Голикова, Т. А. Переход от финансового аудита к государственному аудиту – качественно новый этап развития государственного контроля в России [Текст]. / Т. А. Голикова. // Вестник АКСОР, 2014. – № 4 (32). – С. 4-6.
  3. Лылов, А. С. Применение государственного инвестиционного аудита в процессах реализации инвестиционных проектов [Текст]. / А. С. Лылов, Я. О. Трефелов. // Теория и практика мировой науки, 2020. – № 5. – С. 33-36.
  4. Старовойтова, Е. В. Внутренний контроль и внутренний аудит в федеральных органах государственной власти и государственных учреждениях: вопросы практической организации [Текст]. / Е. В. Старовойтова, О. В. Смородинов. // Аудит и финансовый анализ, 2014. – № 5. – С. 181-186.

PDF