МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Буйвис Татьяна Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378

Т. А. Буйвис

T. A. Buyvis

Буйвис Татьяна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Buyvis Tatiana Anatolievna, PhD in Economics, Associate Professor of Finance, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

METHODOLOGY OF TEACHING THE BASICS OF ACCOUNTING

 

Аннотация. В статье обобщен двадцатилетний опыт преподавания бухгалтерского учета в университете. Будет описана методика построения курса, позволяющая максимально понятно, логично и интересно преподнести специальные знания по основам бухгалтерского учета. Будут представлены авторские подходы к построению курса и изложению материала.

Annotation. The article summarizes twenty years of experience in teaching accounting at the university. A methodology for constructing a course will be described that allows the most understandable, logical and interesting presentation of special knowledge on the basics of accounting. The author's approaches to the construction of the course and the presentation of the material will be presented.

Ключевые слова: основы бухгалтерского учета, методика преподавания, контроль и оценка.

Keywords: fundamentals of accounting, teaching methods, monitoring and evaluation.

 

В данной статье будет сделана попытка обобщить многолетний опыт преподавания бухгалтерского учета в университете студентам экономического профиля. За время работы методика обучения основам бухгалтерского учета менялась автором неоднократно, был постоянный поиск новых способов преподнесения материала, последовательность изложения материала, способов контроля усвоения материала, повышения мотивации и заинтересованности студентов в изучении данного предмета.

В настоящее время (начиная с 2014 года) дисциплина по изучению основ бухгалтерского учета носит название «Бухгалтерский учет и анализ» и преподается студентам дневной формы обучения на втором курсе в третьем семестре.

Для бухгалтерского учета это несколько рановато, так как студентам еще не начитаны в должном объеме экономические дисциплины, не сформировано экономическое мышление и поэтому курс пришлось существенно доработать и адаптировать под сложившиеся условия.

Рассмотрим методику обучения основам бухгалтерского учета, сложившуюся к настоящему времени и показавшую себя с самой лучшей стороны. Последний опыт работы с группой ЭБУ-20 показал максимальную вовлеченность студентов, успешное прохождение всех контрольных точек и 100 %-ную сдачу экзамена во время сессии (с первого раза).

С настоящее время автор придерживается следующей методики преподавания основ бухгалтерского учета:

  • Во-первых, курс начинается с того, что студентам доказывается важность данного курса, необходимость владения экономистами специальными знаниями в области бухгалтерского учета. На первом занятии показывается бухгалтерская отчетность (конечный продукт бухгалтерского учета) какого-нибудь крупного промышленного предприятия города и объясняется, что должен экономист видеть в отчетности, как он ее может «читать», извлекать информацию, необходимую для принятия управленческих решений [1]. И к отчетности мы возвращаемся на последних занятиях, когда уже изучена процедура составления отчетности и к студентам начинает приходить понимание, как извлекать информацию из отчетности, они делают свои первые попытки «чтения» отчетности. То есть студенты при таком подходе видят логику и целостность всего курса и понимают важность владения специальными знаниями [2].
  • Во-вторых, в самом начале курса студентам, помимо списка вопросов, выдается глоссарий терминов, которые им необходимо будет понять, выучить в течение курса. Далее, в ходе лекций, всегда делается акцент, что это определение термина из глоссария, что его нужно выучить и уметь интерпретировать.
  • В третьих, вначале большое внимание уделяется теме «Классификация имущества и источников его образования», это тема из курса «Экономика предприятия», но так как эти дисциплины читаются параллельно и там это не первая тема, то студенты не владеют этими знаниями, а без этой темы всё остальное объяснение становится малопонятным и бессистемным. Только после изучения классификации имущества и источников его образования можно приступать к изучению основных правил ведения бухгалтерского учета.

Весь курс условно поделен на два блока: первый – техника обработки информации в системе бухгалтерского учета, второй теоретические вопросы организации учета на предприятии.

Подход к изучению первого блока следующий: все объяснение начинается с бухгалтерского баланса и заканчивается бухгалтерским балансом.

Последовательность изучаемых тем:

  • Строение бухгалтерского баланса.
  • Типы хозяйственных операций.
  • Строение счетов.
  • Двойная запись.
  • Обобщение данных бухгалтерского учета (составление оборотно-сальдовой ведомости).
  • Бухгалтерский баланс [3].

Темы идут четко одна за другой, пропустив одну тему, нельзя понять логику следующей. Поэтому усвоение каждой темы проверяется отдельной небольшой контрольной работой, каждая тема обязательно отрабатывается на практическом занятии, за каждый пропуск студент получает дополнительное задание, пропущенный материал необходимо оперативно восполнять. При изучении данных тем преподаватель должен убедиться, что материал действительно усвоен каждым студентом. По окончании данного блока пишется тест.

В ходе изучения первого блока студенты овладевают техникой обработки экономической информации, начинают понимать язык бухгалтерского учета и логику бухгалтерских отчетов.

После прохождения первого блока темп подачи информации ускоряется, увеличивается объем выдаваемой информации, но так как специальные знания уже усвоены и специальные навыки н получены, процесс усвоения информации становится легче. За 3-4 недели до сессии обязательно проводится устный опрос каждого студента по глоссарию и трем ключевым темам, которые должны быть хорошо усвоены: строение бухгалтерского баланса, строение счетов и двойная запись. Практика показала, что только устный опрос позволяет выявить степень усвоения материала. По результатам устного опроса выявляются студенты, которым требуется дополнительная консультация, разъяснение. Без сдачи устного опроса студент не допускается к экзамену.

Таким образом, в течение семестра происходит постоянный контроль освоения материала и к сессии студенты подходят, владеющими терминологией по предмету, понимающие логику и язык бухгалтерского учета, готовые в дальнейшем успешно осваивать специальные знания по финансовому и управленческому учету, формированию отчетности, исчислению налогов, финансовому анализу и, как следствие, способные успешно пройти защиту выпускной квалификационной работы.

Список литературы

  1. Соколов, Я. В. Основы теории бухгалтерского учета : учебное пособие [Текст]. / Я. В Соколов. – Москва : Финансы и статистика, 2003, 496 с.
  2. Беруджанян, Н. К. Ретроспективный анализ изменений структуры и содержания бухгалтерского баланса [Текст]. / Н. К. Беруджанян, Т. А. Буйвис. // Экономика и предпринимательство, 2016. – № 5 (70). – С. 33-36.
  3. Сигидов, Ю. И. Основы бухгалтерского учета : учебник [Электронный ресурс]. / Ю. И. Сигидов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 377 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-109956-8. – URL : https://znanium.com/catalog/product/1851653 (дата обращения : 10.02.2022). – Режим доступа: по подписке.

PDF