ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Шевченко Мария Сергеевна , Кокодей Татьяна Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.14

М. С. Шевченко, Т. А. Кокодей

M. S. Shevchenko, T. A. Kokodey

Шевченко Мария Сергеевна, преподаватель, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия.
Кокодей Татьяна Александровна, д. э. н., профессор, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия.

Shevchenko Maria Sergeevna, Lecturer, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.
Kokodey Tatyana Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate Professor, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING STUDENTS OF SEVASTOPOL STATE UNIVERSITY

 

Аннотация. Статья посвящена изучению использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в обучении студентов Севастопольского государственного университета (СевГУ) по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью. Автором выявлена необходимость внедрения ЭОР в учебный процесс. Практическая значимость исследования заключается в определении степени удовлетворенности студентов организацией учебного процесса с использованием ЭОР. Результаты данного исследования подтверждают, что студенты по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью позитивно воспринимают внедрение ЭОР в учебный процесс и активно используют возможности ЭОР в учебной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the study of the usage electronic educational resources (EER) in teaching students of Sevastopol State University (SevSU) majoring in 39.04.03 Work organization with youth. Necessity of the EER implementation in the educational process is identified by the author. The practical relevance of the research lies in determining the degree of student’s satisfaction with usage EER in the educational process. The results of this study confirm that students majoring in 39.04.03 Work organization with youth positively accept the implementation of EER in the educational process and actively use the possibilities of EER in learning activities.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда СевГУ, электронный образовательный ресурс, студенты, анкетирование.

Keywords: electronic information and educational environment of SevSU, electronic educational resource, students, questionnaire.

 

В последнее время наблюдаются новые тенденции в обучении, которые российские вузы обязаны отслеживать и применять с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для организаций и предприятий. Вместе с тем цифровизация высшего образования, самоизоляция, вызванная распространением COVID – 19, актуализировали необходимость переосмысления некоторых форм, методик и средств обучения. Процесс изменений, затронувший рынок образовательных услуг, привел к пересмотру университетской системы преподавания, от которой требуется инновационный характер, предусматривающий использование интерактивной модели обучения.

На сегодняшний день образовательные учреждения на законодательном уровне имеют право проводить учебный процесс с использованием частично или в полном объеме электронного или дистанционного обучения. Наиболее перспективным направлением, обеспечивающим интерактивность современной образовательной системы, является применение электронно-образовательных ресурсов (далее – ЭОР), которые являются важными компонентами электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) вуза, ведущими средствами обучения и инструментами повышения качества образования.

В настоящее время в учебном процессе Севастопольского государственного университета (далее – СевГУ) активно используется электронная информационно-образовательная среда СевГУ (https://do.sevsu.ru/), позволяющая реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования.

С 2019 года профессорско-преподавательский состав кафедры «Педагогика и психология творческого развития» СевГУ реализует магистерскую программу по приоритетному направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью. Магистратура предусматривает подготовку специалистов, способных разрабатывать мероприятия по направлениям государственной молодежной политики, популяризировать научные знания в молодежной среде, проводить информационные кампании по представлению интересов молодежи, консультировать по вопросам профессионального самоопределения и развития молодежи, проводить исследования и создавать мониторинговые системы по выявлению проблем в сфере молодежной политики.

В процессе подготовки специалистов в области работы с молодежью изучаются и применяются на практике технологии социальной и педагогической работы, организация волонтерства, сопровождение деятельности неформальной молодежной среды.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее – ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью каждый студент в течение всего периода обучения должен быть обеспечен неограниченным индивидуальным доступом к ЭИОС СевГУ, а также к различным ЭОР, позволяющим повысить самостоятельную составляющую учебного процесса, индивидуализировать обучение, расширить образовательный контент [5].

Целью данного исследования является определение отношения студентов СевГУ магистратуры по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью к использованию элементов ЭОР в учебном процессе. Для достижения данной цели нами использовались следующие методы: эмпирический метод исследования (опрос в форме анкетирования), статистический метод (количественная и качественная обработка результатов).

Многие современные исследователи, среди которых И. Ю. Арестова, А. И. Артюхина, Я. И. Васюков, Ю. В. Дементьева, Ф. Н. Ходжаев, В. И. Чумаков и др., посвятили свои работы проблеме определения готовности студентов различных специальностей использовать цифровые технологии в процессе обучения [1; 3; 4; 7]. Однако вопросы использования ЭОР в обучении будущих специалистов в области работы с молодежью в научной литературе освещены недостаточно, что делает наше исследование в данной сфере актуальным.

В научной литературе существует множество определений понятия «электронный образовательный ресурс». В нашем исследовании ЭОР терминологически будем определять как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и направленный на обеспечение образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и на применение новых методов и форм обучения [2; 4].

Современные цифровые технологии позволяют создавать и использовать электронные образовательные ресурсы нового поколения. В настоящее время в СевГУ накоплен богатый опыт по созданию эффективных ЭОР, открывающих новые возможности для реализации образовательного процесса с помощью ИКТ и ЭИОС СевГУ.

В СевГУ ЭОР разрабатываются преподавателями, имеющими удостоверения о повышении квалификации в области разработки и создания ЭОР, методов организации электронного обучения и реализации различных видов дистанционных образовательных технологий.

Электронная информационно-образовательная среда СевГУ включает в себя электронные образовательные и электронные информационные ресурсы: электронная библиотека СевГУ, электронный каталог рабочих программ дисциплин и учебных материалов, информационная система электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (do.sevsu.ru), официальные группы и страницы подразделений СевГУ в социальных сетях (Вконтакте, WhatsApp, Facebook, Twitter, Instagram), информационно-коммуникативные технологии (файловые хранилища СевГУ, электронная почта, средства для проведения вебинаров (BigBlueButton, Discord), средства для видеоконференции (Zoom, Skype)) [6].

В контексте подготовки студентов в области работы с молодежью ЭОР в учебном процессе имеется ряд положительных особенностей. Электронные образовательные ресурсы обладают развитой интерактивностью и мультимедийностью; дают возможность для непрерывного методического обеспечения всех видов учебных занятий; предоставляют оперативный открытый доступ к качественному образовательному контенту; позволяют обеспечить удаленный контроль и оценку уровня подготовки студентов, оптимизировать обучение при ограниченных возможностях перемещения в условиях короновирусной пандемии.

Студентам по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью предоставляется возможность использовать современные ЭОР, разработанные на кафедре «Педагогика и психология творческого развития» СевГУ, в учебной деятельности, среди которых: электронный учебный материал (практикумы, учебные пособия, лекции; тесты, контрольные вопросы, электронные учебные курсы); учебно-методический материал в электронном формате (методические указания; учебные программы; учебные планы); иллюстративный материал (собрание мультимедийных презентаций, аудио-, видеофайлов); электронный справочный материал (глоссарий), доступ к ресурсам сети Интернет (федеральные образовательные ресурсы, электронная библиотека, научно-образовательные Интернет-ресурсы, электронные базы данных из сети СевГУ, издания СевГУ, социальные сети СевГУ).

Среди студентов 1 и 2 курсов магистратуры по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью проведено анонимное анкетирование по использованию электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, направленные на выявление представлений о сущности и наличии электронных образовательных ресурсов в сети Интернет, о возможности их использования в учебной деятельности. На вопрос «Что Вы понимаете под термином электронные образовательные ресурсы?» большинство опрошенных респондентов (74 %) отметили правильный вариант ответа. На следующий вопрос анкеты «Какой, по Вашему мнению, источник информации удобнее для подготовки к практическим занятиям?» большинство респонденты (78 %) указали, что «ресурсы сети Интернет». На следующий вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что ресурсы сети Интернет дополнительным инструментом обучения и самостоятельной работы?» большая часть опрошенных респондентов (86 %) указали, что «да». Полученные данные говорят о том, что большинство респондентов имеют представление о сущности и наличии электронных образовательных ресурсов в сети Интернет, о возможности их использования в учебной деятельности. Однако не ставят перед собой задачу обеспечения достоверности, тем более научности источника информации из Интернет-ресурсов и активно используют для учебы.

Следующие вопросы анкеты, которые были предложены респондентам, направлены на выявление цели использования ресурсов сети Интернет в повседневной жизни. Согласно результатам анкеты в ответах на вопросы прослеживается ориентация большей части респондентов на активное использование ресурсов сети Интернет в повседневной жизни с целью просмотра информационно-развлекательного контента (87 %), поиска информации для работы (72 %), поиска информации для учебы (86 %), общения (89 %).

Следующие вопросы анкеты направлены на выявление доступа к электронным образовательным ресурсам. На вопрос «Имеете ли Вы постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам?» значительное большинство респондентов (98 %) ответило, что «да». На вопрос «Используете ли Вы электронные образовательные ресурсы для обучения?» значительная часть опрошенных респондентов (84 %) отметили «да». На вопрос анкеты «Имеете ли Вы постоянный доступ к электронным библиотечным системам издательств «Юрайт», «Лань» и «Znanium.com», к коллекции «IPR Books», доступ к платформам «PROF образование», «Elibrary.ru», «SCOPUS», «Web of Csience», предоставляемых электронной библиотекой СевГУ?» 84 % респондентов ответили, что «да». На следующий вопрос «Как часто Вы посещаете электронную библиотеку СевГУ?» лишь часть опрошенных респондентов (46 %) ответило, что «ежедневно», остальные (41 %) отметили, что «еженедельно», только небольшая часть респондентов (13 %) дали ответ, что «не посещаю». Далее респондентам было предложено ответить на вопрос «Используете ли Вы возможности платформы do.sevsu.ru в учебном процессе?». Так, абсолютное большинство опрошенных респондентов (100 %) ответило утвердительно. Полученные ответы на вопросы свидетельствуют о том, что большинство опрошенных респондентов позитивно воспринимают внедрение ЭОР в учебный процесс и активно используют возможности ЭОР в учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что необходимость изменения модели обучения обусловлена появлением студентов эпохи цифровых технологий, ожидающих от преподавателей использования интерактивных технологий в обучении, в том числе свободного владения электронными образовательными ресурсами. Исходя из данных обратной связи, внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс Севастопольского государственного университета свидетельствует о тенденции к повышению эффективности подготовки студентов по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью на основе организации самостоятельной работы с использованием цифровых технологий.

Список литературы

  1. Артюхина, А. И. Использование электронных образовательных ресурсов в подготовке студентов по направлению биотехнические системы и технологии / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков, Я. И. Васюков. – Текст: электронный // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11–2. С. 34–37. – URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_44305885_84805581.pdf (дата обращения : 15.01.2022).
  2. Гамидов, Л. Ш. Сущность и особенности применения электронного образовательного ресурса в обучении студентов / Л. Ш. Гамидов, Г. Г. Исаева, О. М. Зияудинова. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65–2. – С. 96–99. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-primeneniya-elektronnogo-obrazovatelnogo-resursa-v-obuchenii-studentov (дата обращения : 05.01.2022).
  3. Дементьева, Ю. В. Готовность студентов-первокурсников к использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: результаты анкетирования / Ю. В. Дементьева. – Текст электронный // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 5(119). – С. 140-150. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30079712 (дата обращения : 12.12.2021).
  4. Дементьева, Ю. В. Электронные образовательные ресурсы в вузе / Ю. В. Дементьева. – Текст: электронный // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : монография. – Пенза : Наука и Просвещение. – 2017. – С. 147*156. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29049433_31936623.pdf (дата обращения : 12.12.2021).
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью: приказ от 05 февраля 2018 года № 82, ред. от 08 февраля 2021 года [Электронный ресурс]. – URL : file:///C:/Users/1392696/Downloads/FGOS_39_04_03_____05_02_2018_N_82.pdf (дата обращения : 29.12.2021).
  6. Положение об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», утвержденное ректором от 14 апреля 2020 года № 12-01-09/104 (принятое решением ученого совета СевГУ 13.04.2020 г. протокол № 11/2020) [Электронный ресурс]. – URL : https://www.sevsu.ru/images/svedeniya/3_Docs/polojeniya/2020/2020-04-14_42-01-09_104_Polojenie_ob_elektronnoj_informacionno-obrazovatelnoy_srede.pdf (дата обращения : 01.12.2021).
  7. Ходжаев, Ф. Н. Анализ готовности студентов вуза к использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения / Ф. Н. Ходжаев, И. Ю. Арестова. – Текст: непосредственный. // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 09 апреля 2020 года. – Пермь : ООО Омега Сайнс, 2020. – С. 244-248.

PDF