ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Нерода Александр Андреевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.263

А. А. Нерода

A. A. Neroda

Нерода Александр Андреевич, аспирант, ФГАОУ ВО НИ ТПУ; учитель физики и математики, МАОУ СОШ № 2, г. Томск, Россия.

Neroda Alexander Andreevich, graduate student, National Research Tomsk Polytechnic University; teacher of physics and mathematics, Secondary school No. 2, Tomsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

FORMATION OF A POINT-RATING SYSTEM IN THE LESSONS OF PHYSICS OF THE BASIC SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме современной системы оценивания результатов в общеобразовательной школе. Представлено одно из возможных решений усовершенствования шкалы оценивания, используемой в России, путем замены существующей пятибалльной системы оценивания на балльно-рейтинговую систему. Рассматриваются преимущества и недостатки каждой из методик оценивания.

Annotation. The article is devoted to the problem of the modern system of assessing results in a general education school. One of the possible solutions to improve the assessment scale used in Russia by replacing the existing five-point assessment system with a point-rating system. The advantages and disadvantages of each of the assessment methods are considered.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, преимущества рейтинговой системы, разработка новой системы оценивания результатов.

Keywords: point-rating system, advantages of the rating system, development of a new system for evaluating results.

 

Анализ инновационных образовательных концепций и контрольно-оценочных систем свидетельствует о том, что в отечественной практике дидактического контроля происходят серьезные изменения. Первыми шагами в этом направлении является введение независимого оценивания уровня образовательных достижений в формате единого государственного экзамена выпускников средней школы и государственной итоговой аттестации выпускников основной школы.

Современная система оценивания имеет ряд недостатков. Практика показывает, что учащиеся, с течением времени, теряют первоначальный интерес к обучению. Это происходит из-за несовершенства процесса стимулирования познавательной активности школьников, отсутствия или недостаточной мотивации учения. Шкала оценивания, используемая в России сегодня, не способствует качественному усвоению учебного материала всеми учащимися в равной степени. Поскольку многие исследователи уже обращались к этой теме (З. А. Абасов, Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельский, В. В. Гузеев, В. И. Звонников, М. В. Карнаухова, Г. Ю. Ксензова, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М. Б. Челышкова и др.), то коротко обозначим основные недостатки существующей системы оценивания:

  1. Оценка не всегда отражает «чистые знания» и не учитывает индивидуальные особенности обучающегося. Часто ученик тратит много сил и времени на выполнение определенного задания, однако его оценка оказывается ниже, чем оценка отличника, который обладает математическими способностями и может быстрее освоить аналогичный материал. В связи с этим у ребенка может сложиться мнение о непоследовательности и несправедливости оценок учителя, появляется обида, ощущение бесполезности приложения усилий. В результате – конфликт, в который могут быть вовлечены и учитель, и ученик, и родители.
  2. Существующим оценкам не хватает гибкости и вариативности. Например, «4+», «4», «4-» – качественно разные оценки, но в журнале их различия нивелируются, вновь появляются предпосылки для смешения понятий «оценка» и «отметка».
  3. Пятибалльная оценка не в полной мере учитывает трудность задания и не дает ученику права на ошибку, так как в подавляющем большинстве работ, предусмотренных учебным планом, для получения высшего балла требуется правильное выполнение всех предложенных заданий.
  4. Она не позволяет оценить внеклассную деятельность учащихся: участие в олимпиадах, выполнение творческих заданий, выступления на конференциях и т. д.
  5. Пятибалльная оценка отрицательным образом сказывается на психическом состоянии ученика, так как одна неудовлетворительная оценка может в серьезной степени повлиять на четвертную или итоговую успеваемость. Так, В. И. Звонников и М. Б. Челышкова в книге «Современные средства оценивания результатов обучения» вообще отказываются от термина «пятибалльная шкала», говоря о том, что «привычная четырехбалльная школьная шкала, которую иногда неоправданно называют пятибалльной» [1].

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых отметок за выполнение текущих учебных достижений. Впервые рейтинговую систему стали применять в высших учебных заведениях РФ. При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, выполняя все контрольные мероприятия на максимально возможные отметки. Сравнивая успеваемость реальных учеников с учебными «достижениями» введенного эталона, можно оценить степень усвоения учениками содержания учебной дисциплины делается акцент на психологические особенности молодежной аудитории.

Преимущества рейтинговой системы:

  • возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;
  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;
  • возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;
  • акцент на психологические особенности молодежной аудитории;
  • уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок;
  • предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;
  • стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой по физике [2].

Главная цель рейтинговой системы оценивания – влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.

Целью данной работы является разработка новой системы оценивания результатов освоения дисциплины, благодаря которой появляется возможность измерять и сравнивать результаты обучения на основе трудоемкости учебной деятельности обучаемых.

Задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Отметим использование в образовательном процессе совокупности инновационных образовательных технологий смешанного обучения. Повышение уровня управления процессом самообучения физике в условиях дефицита аудиторного времени на основе интеграции балльно-рейтинговой системы с дидактическими возможностями информационно образовательной системы РФ.

Список литературы

  1. Рубцова, Е. И. Балльно-рейтинговая система оценки знаний при изучении дисциплин естественнонаучного цикла [Текст]. / Е. И. Рубцова, Ю. А. Безгина, И. А. Боголюбова. // Современные проблемы науки и образования, 2015. – №. 1-1. – С. 965-965.
  2. Сидакова, Н. В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний – динамический фактор информационной открытости и стимуляции учебной деятельности [Текст]. / Н. В. Сидакова. // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. – Т. 7. – №. 2 (23). – С. 2-4.

PDF