ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Мамчич Галина Анатольевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 004.9:378

Г. А. Мамчич

G. A. Mamchich

Мамчич Галина Анатольевна, преподаватель, ГБПОУ «Шахтерский педагогический колледж», г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика.

Mamchich Galina Anatolyevna, teacher, Shakhter Pedagogical College, Shakhtersk, Donetsk People's Republic.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF WORK OF A TEACHER-WORDSMITH IN THE CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE

 

Аннотация. На современном этапе перед образованием стоит важная задача: подготовить выпускника, отвечающего всем требованиям современного общества. Учреждения среднего профессионального образованиястоят перед необходимостью обновления методов, средств и форм организации обучения. Реализация инновационных технологий помогает создать такие педагогические условия обучения, которые будут способствовать наиболее оптимальному развитию познавательной деятельности и творческой самостоятельностистудентов.

Annotation. At the present stage, education faces an important task: to prepare a graduate who meets all the requirements of modern society. Institutions of secondary vocational education face the need to update methods, means and forms of training organization. The implementation of innovative technologies helps to create such pedagogical learning conditions that will contribute to the most optimal development of cognitive activity and creative independence of students.

Ключевые слова: инновационное обучение, инновационные технологии, ГОС, педагогическая инновация.

Keywords: innovative training, innovative technologies, state, pedagogical innovation.

 

В современных социокультурных условиях модернизация системы профессиональногообразования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельности колледжа вписываются инновационные процессы.

Современные подходы к модернизации образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.

Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими, то в инновационной они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в будущих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – всето, что обеспечивает достижение этой цели.

Для подготовки таких студентов педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится занятиямсловесности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня остро стоит проблема обновления и совершенствования образования, а выяснение вопроса и внедрение инновационных технологий помогут решить данную проблему и вывести образование на качественно новый уровень.

Объектом исследования являются инновационные технологии, используемые в педагогической практике. Предмет исследования – внедрениеинноваций на уроках словесности в условиях ГОС.

Современное профессиональное образование стоит перед досадным фактом: в условиях традиционных форм и методов обучения студенты, пассивно получая информацию, не умеют добывать ее самостоятельно и применяют то, что знают, в то время как в обществе происходят инновационные преобразования условий жизни. Это диктует и необходимость в изменениях в системе образования. На основании этого новый образовательный Стандарт ставит такие задачи: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [1].

Сегодня особенно требуется личность, умеющая творчески применять те знания и навыки, которыми обладает; преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

В результате чего на современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Указанная проблема связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, создание таких педагогических условий обучения, которые будут способствовать наиболее оптимальному развитию познавательной деятельности и творческой самостоятельности обучающихся [4].

Крайне актуальным становится инновационное обучение, которое может обеспечить:

  • соответствие концепции гуманизации образования;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • использование личностно - ориентированного обучения;
  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  • соответствие социокультурной потребности современного общества
  • самостоятельной творческой деятельности.

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.

Поэтому важно на сегодняшний день понимать и внедрять инновационные технологии, которые лежат в основе инновационного обучения. К ним относятся:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на зханятии.

Для того чтобы понять сущность проблемы обратимся к теоретическому аспекту, который поможет раскрыть явление изменений в современном образовании.

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации [6].

Нельзя сказать, что такое явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я. А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и теории деятельности А. Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.

В ХХ веке начинают формироваться стратегические подходы к современным инновациям в обучении и учении. В 1962 г. выходит в свет работа Эверетта Роджерса «Распространение инноваций», выдержавшая многократное переиздание и подвергшаяся анализу учеными всего мира [3].

В 90-х годах появилось много работ, посвященных проблеме инновационного образования. Причины этой проблемы достаточно подробно изложены В. Е. Шукшуновым и его соавторами. Одна из них – в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации».

Термин «педагогическая инновация» означает обновление процесса обучения, который опирается, главным образом, на внутренние факторы. Заимствование этого термина связано с желанием выделить мотивационный сторону обучения, отмежеваться от очередных «победных методик», которые за короткое время должны дать максимальный эффект независимо от особенностей класса и отдельных учащихся, их желаний, способностей и тому подобное.

Понятие «технология» возникло в мировой педагогике также как противопоставление существующему понятию «метод». Недостаток метода заключается в его негибкости и статистичности. Широкое распространение термин «технология» («технология в образовании») приобрел в 40-х гг. и был связан с применением новых аудиовизуальных средств обучения. В 60-х гг. понятие «технология образования» рассматривался с точки зрения программного обучения и использования вычислительной техники в обучении.

С начала 80-х гг. все больше употребляется термин «педагогические технологии». В определении их сути нет единого взгляда: одни понимают это как определенную систему указаний по использованию современных методов и средств обучения, другие целенаправленное применение приемов, средств, действий для повышения эффективности обучения третьи – целостныйпроцесс целеполагания, обдумывания плана и программы действий и учебных методов. Каждый из этих подходов имеет право на существование, ибо охватывает различные стороны учебного процесса.

В конце 90-х годов ХХ века в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии».

«Инновационные технологии – это целенаправленный системный набор приемов, средств организации учебной деятельности, охватывающий весь процесс обучения от целеполагания до получения результатов». Система основывается на внутренних условиях обучения, поэтому педагогические технологии «связаны с идеями и опытом психологии, социологии, системного анализа и т. д.» [5].

Таким образом, и образовательная технология, и инновационная технология имеют разнообразные определения. Однако, большинство существующих определений, так или иначе, указывают на нечто общее, а именно: они оперируют такими понятиями, как «последовательность процедур или взаимосвязанных действий», «комплекс взаимосвязанных методов», «чёткое планирование, проектирование, программирование», «система указаний», «совокупность операций» и т. п.

Поэтому представляется целесообразным и обоснованным понимать образовательную технологию как некий алгоритм, упорядоченную последовательность действий участников педагогического процесса.

Инновационная деятельность является специфической и довольно сложной, требует особых знаний, навыков, способностей. Внедрение инноваций невозможно без педагога-исследователя, обладающего системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сложившейся и осознанной готовностью к инновациям. Педагогов-новаторов такого типа называют педагогами инновационной направленности, им свойственны четкая мотивация инновационной деятельности и выкристаллизованные инновационная позиция, способность не только включаться в инновационные процессы, но и быть их инициатором.

Таким образом, инновационные педагогические технологии – это «целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных, новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели к ожидаемым результатам» [2].

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. // Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. No 120-НП. – URL : https://drive.google.com/file/d/1BICasEoCNynktccjhKZis3y_yMBdddg8/view (дата обращения : 19.01.2022).
  2. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст]. / Н. Н.Никитина, О. М. Железнякова, М. А.Петухов. – М. : Мастерство, 2002. – 288 с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие [Текст]. / Т. П. Сальникова [и др.]. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  4. Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего [Текст]. // Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.). / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. – М. : МПГУ, 2017. – 438с.
  5. Торубара, А. М. Применение новейших информационных технологий в учебном процессе учебных заведений [Текст]. / А. М. Торубара. // Вестник Черниговского национального педагогического университета. Педагогические науки, 2013. – Вып. 108.2.
  6. Юсупова, Т. Э. Инновационные методы преподавания русского языка [Текст]. / Т. Э. Юсупова. // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – М. : Наука и Просвещение, 2019. – С. 185-187.

PDF