ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА – КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ФГОС

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Маклецова Ирина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 372.874

И. Н. Маклецова

I. N. Macketsova

Маклецова Ирина Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ № 10, г. Абакан, Россия.

Makletsova Irina Nikolaevna, teacher of fine art, MBOU SOSH No. 10, Abakan, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА – КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ФГОС

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN ART LESSONS – AS ONE OF THE MAIN TASKS OF FSES

 

Аннотация. Использование на уроках заданий, направленных на развитие креативных способностей, которые впоследствии помогают ребёнку успешно найти себя в различных областях деятельности.

Annotation. The use of tasks in the lessons aimed at developing creative abilities, which subsequently help the child successfully find themselves in various areas of activity.

Ключевые слова: новый опыт, развитие креативности, успешность.

Keywords: new experience, creativity development, success.

 

В современном мире происходят молниеносные изменения и человеку недостаточно того, чтоб обладать только некоторой суммой знаний. Повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы [1].

«Страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях» (Дидро).

Изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт. Рисование, это способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативными.

В современной психологии показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления.

Беглость представляет собой способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках, рисунках, способность переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разнообразные стратегии ее решения.

Оригинальность выражается в способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных.

Гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование [1].

Развитие креативного мышления, как составляющей функциональной грамотности может происходить только в процессе деятельности, это процесс творчества. Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся своей неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Самое главное в детском творчестве, это сам процесс, который является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем [2].

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

Для развития креативности детей следует решить следующие задачи:

  1. научить находить решения в нестандартных ситуациях;
  2. развивать оригинальность мыслительной деятельности;
  3. научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
  4. развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.

Ассоциации непосредственно связаны с эмоциями человека. Поэзия и музыка помогают создавать эмоциональную атмосферу урока. Сочетания цветов и звуков вызывают ассоциативные связи, которые являются предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию состояния постоянного удивления им.

В теме «Буквица», предлагается нарисовать с помощью цвета и линий своё имя. Вопросы: «Буква имеет цвет?», «Какого цвета каждая буква алфавита?». Дети высказывают свои предположения. Деление букв по цветовым гаммам на группы- теплой, холодной. Не все высказывания детей по разделению на цветовые гаммы букв совпадают. Различие мнений даёт возможность ребёнку аргументировать свой выбор вступая с оппонентами в дискуссию.

Предлагается подумать, в какой цветовой гамме будет ваше имя более выразительным? Тонально контрастное или приглушенное, в теплой или холодной цветовой гамме? Какая форма букв наиболее полно сможет раскрыть ваш характер – остроугольная, мягкая или расплывчатая.

Погружаясь в эмоции, на основе которых возникают ассоциативные образы, ребёнок создаёт необычное, нестандартное. Чем неожиданней задание, тем интереснее работать над ним [3].

При изучении темы: «Реальность и фантазия», ребёнок рассматривает животных, знакомых и экзотических. Понимая, насколько разнообразен мир, окружающий его. На следующем уроке речь идёт о существах нереального мира, живущих на страницах книг.

Называя, их делим на группы: на основе реальных – Жар Птица, выдуманные – получеловек, Кентавр, очень сложно составленных – Змей Горыныч.

Предлагается ответить на вопросы:

  • Для чего человек создавал такие образы?
  • Удивить, испугать, показать неземную красоту.
  • Что изменяет человек, создавая сказочных существ? – Цвет, элементы декора, делая их недоступными, опасными, редкими или невероятно красивыми.

Работа позволяет создать определённый алгоритм. Для решения нестандартной задачи необходимо получить информацию, обработать и на основе существующих образов создать свой. Этот алгоритм, ребёнок может применить в любой сфере деятельности.

Знакомство с графическими материалами в первом классе, помогает отрыть ребёнку возможности гелевой ручки. Читаем фрагменты стихотворения Муха-Цокотуха – К. И. Чуковского, после вопросов, приходим к выводу, что бабочка может говорить, ходить, покупать на базаре, носит роскошные одежды. Бабочка сказочная и автор говорит о ней, как о человеке, ребёнок создаёт свою сказочную бабочку-Красавицу. Созданный образ в технике графика, воспринимается ребёнком скучно, ведь он живёт в мире ярких красок, поэтому предлагается украсить при помощи цветных карандашей, фломастеров. Опираясь на опыт ребёнка, выясняем, что бабочке скучно и ей нужны друзья. Дети перечисляют тех, кто мог, по их мнению, быть другом. На вопрос: «А паук?» После некоторого раздумья, дети высказывают свои аргументированные предположения, почему даже паук смог стать другом. На листе возникают друзья бабочки. Сюжеты: бабочка на балу, певица, с коляской, в кафе, на велосипеде, в авто. Домашним заданием является сочинение сказки с придумыванием имён для всех героев. Сказка записывается на обратной стороне листа, В работе могут принять участие родители.

Во время работы, ребёнок не только фантазирует, но и переносит свою фантазию на лист объясняя себе и одноклассникам необходимость создания того или иного элемента. В этот момент он неосознанно смотрит внутрь себя, а тот, кто может понять себя, свои эмоции, переживания, тот, несомненно, научиться слышать и понимать чувства другого. Так рождается эмпатия к себе и другим [3].

В развитии креативности не обойтись без аналитического мышления. Развивать аналитическое мышление помогают решения творческих задач-ребусов, кроссвордов. Кроссворды помогают запоминать художественные термины, название картин и их авторов. В начале урока составляют мини кроссворд, слово по горизонтали (художественный термин, фамилию художника, название картины) и за определенное время необходимо написать слова по вертикали, используя каждую букву заданного по горизонтали слова.

Разгадывая ребус, ребёнок видит образ, вспоминает название изображённого слова, выполняет математические действия (убирая, считая буквы). Разгаданный ребус, кроссворд помогают создать атмосферу сотрудничества и творчества. Не только учитель, но и ученики могут создавать кроссворды. Предложив детям самим составлять мини задания, учитель решает еще одну задачу-обращение ребёнка к справочной литературе.

Использование на уроках заданий, направленных на развитие креативных способностей показывает, что дети, активно занимающиеся художественным творчеством, впоследствии успешно находят себя в различных областях деятельности.

Список литературы

  1. Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства [Текст]. / О. С. Варавина. // Педагогической поиск, 2020. – № 3. – С. 13-16.
  2. Корнилова А.Ю. Особенности формирования функциональной грамотности младших школьников по предметам гуманитарного цикла [Текст]. / А. Ю. Корнилова, О. Ю. Кравцова, И. М. Саматаева. // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 59-62.
  3. Макарова, Т. В. Эмоционально-образное развитие младших подростков средствами аудиовизуальной информации [Текст]. / Т. В. Макарова. Дисс. – М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2016.

PDF