ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Абаджян Самвел Грайревич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 811.161.1(075.8)

С. Г. Абаджян

S. G. Abajian

Абаджян Самвел Грайревич, учитель русского языка, Средняя школа, с. Туфашен, Ширакская область, Армения.

Abajian Samvel Grajrevich, teacher of Russian language, Primary school, Tufashen, Shirak region, Armenia.

 

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

FEATURES OF THE TEKSTO ORIENTED APPROACH TO TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOSTER IN THE RURAL SCHOOL

 

Аннотация. В статье рассматриваются нетрадиционные подходы к обучению русскому языку как неродному на текстовой основе в малокомплектной школе, обосновываются и иллюстрируются примерами положительные стороны такого обучения.

Annotation. This article discusses innovative approaches to the teaching of the Russian language as a foster to the textual basis in the rural school, justified and illustrates examples of the positive aspects of such training.

Ключевые слова: концепция образования, инновационные методы обучения, современный урок, работа с учебным текстом, иллюстративные материалы.

Keywords: philosophy of education, innovative teaching methods, modern lesson, working with educational text, illustrative materials.

 

В период изменений в системе образования в Армении важной является проблема формирования коммуникативной личности. Коммуникативная направленность в преподавании русского языка как в Республике Армения состоит в том, что на передний план выдвигаются и практическое владение языком, и речевая направленность речевого учебного процесса с его максимальной приближённостью к условиям естественного общения, и приобретение профессиональных знаний и умений именно на русском языке. Модернизация современного образования предполагает компетентностный подход как «одно из важных положений обновления содержания образования» [4, с. 14]. Важным направлением образовательной политики Республики Армения является воспитание у школьников понимания необходимости изучения иностранных языков, в частности, русского языка, что является условием самосохранения и развития нации, выхода республики на передовые позиции научно-технического прогресса [6]. В Армении русский язык стал одним из иностранных, и у людей (особенно в сельской местности), поскольку из страны уехали многие русскоговорящие, почти нет практики говорения на русском. Привычной стала уже ситуация, когда в классе находится несколько детей из разных классов с разным уровнем владения русским языком. Обнаруживаются противоречия между стандартами обучения и индивидуальными способностями, возможностями, интересами учащихся. Согласно последним требованиям, процесс обучения должен быть основан на принципе текстоцентризма: «Практически весь процесс обучения представлен в текстовом виде, будь то монолог учителя (устный текст) или же тексты в учебниках» [5, с. 3].Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в ходе выполнения специальных упражнений. Хорошо продуманные задания к текстам позволяют осмысливать, понимать текст, осознавать систему представленных в нём значений, правильно и вдумчиво читать, отвечать на вопросы. Содержание урока русского языка направлено на реализацию языковой, речевой, правописной компетенций, поэтому большое место на уроке мы отводим работе над речевыми и грамматическими ошибками, текстовому анализу, так как считаем, что «задания на основе текста – один из основных видов упражнений по формированию у школьников коммуникативной компетенции» [6, с. 6].

В деятельности практикующего учителя русского языка (причем, в сельской местности) эта тема актуальна. Актуальность нашей темы исследования обусловлена еще и введением в практику на территории РА возможности выбора самим выпускником школы того иностранного языка для вступительного экзамена в вуз, к которому он лучше подготовлен. В работе учителя русского языка в сельской школе, где иностранный (английский или немецкий) представлен или в недостаточной степени, или ученики не всегда владеют необходимой информацией о возможности подобного выбора между языками, выпускники, в большинстве своём, часто выбирают в качестве вступительного предмета русский язык, возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и высоким требованием общества, заявленным в Госстандарте, – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты на практике [6, с. 7-9]. Учитель вынужден прибегать к подбору текстового материала, разработке заданий к текстам, при этом нужно всегда помнить о том, чтобы соблюдать учебный план, а в 12 классе – еще и подготовить учащихся по программе так, чтобы они, в случае необходимости, могли без специальной подготовки у репетитора сдать вступительный экзамен по русскому языку. Правда, учебники русского языка последнего поколения для старшей школы насыщены большим и интересным текстовым материалом, а программы и примерное поурочное планирование, которое предлагается со стороны Министерства Образования, во многом облегчают труд учителя. В выпускном
(12-ом) классе, когда необходимо повторить (а иногда и заново пройти) весь учебный материал и подготовить выпускника к тесту, а в классе при этом могут присутствовать ученики из другого класса, рутинная работа с учебниками одновременно двух классов делает учебный процесс нервозным и напряженным. Поэтому к каждому уроку стараюсь подбирать такой текстовый материал, который, во-первых, позволял бы создавать атмосферу любви к русскому языку и осознания необходимости изучаемого текста (мотив), во-вторых, содержал максимально возможное количество упражнений и заданий тестового характера.

При отборе дидактического материала к занятиям мы придерживаемся двух принципов: первый – каждую новую тему, каждое явление языка изучаю на примере текстов; второй – во всех заданиях и упражнениях, где это возможно, для анализа даю отрывки из различных текстов, причём заранее готовлю такие задания, которые помогают усвоить новый материал, повторить уже пройденный и выполнить ряд заданий, аналог которых может быть на вступительном тесте по русскому языку. Новизна нашего исследования состоит в том, что впервые системно предлагается личный опыт подбора текстового материала для работы в старших классах (9-12) и система заданий к ним; описываются эти виды работ с точки зрения различных инновационных методов. Мы хотим подтвердить тезис о том, что текстовый подход к обучению в старших классах малокомплектной школы возможен и эффективен, он может служить базой для повторения всего курса русского языка, особенно во втором полугодии 12 класса, и при этом быть прекрасным дидактическим материалом и для учащихся 9-11 классов.

Учебные тексты подбираю интересные с точки зрения и орфографии (по необходимости адаптирую их), и лексики (чтобы предлагать задания лексического плана), содержащие различные синтаксические конструкции, имеющие воспитательную направленность. Нами охарактеризованы теоретико-методологические подходы к проблеме текстового подхода изучения русского языка в армянской школе; теоретически обоснована и на личном опыте работы проверена эффективность использования текста с целью осуществления личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку в армянской школе; создана методика реализации изложенных теоретических положений: уточнена система понятий, подобраны тексты и задания к ним, которые дополняют существующую систему упражнений в учебниках; разработаны уроки; подобраны тексты для второго полугодия 12 класса в дополнение к учебнику [1]; на примере собственной педагогической деятельности доказана эффективность разработанной методики, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность всех старшеклассников, находящихся на интегрированном уроке, усилить их самостоятельность, повысить их общую и информационную культуру. Базой исследования являются 9-12 классы школы села Туфашен Ширакской области РА. Нами также сформулированы методические рекомендации по актуализации каждого учебного текста, которые могут использоваться в гуманитарных и естественных направлениях обучения. Задания к текстам позволяют осмысливать, понимать текст, осознавать систему представленных в нём значений, правильно и вдумчиво читать, отвечать на вопросы, соотносить языковые средства с условиями общения, решать коммуникативные задачи, осознавать грамматические явления, творчески воспринимать, интерпретировать и создавать новые тексты. На основе текста осуществляю обучение речевой деятельности в смешанных малокомплектных классах. Для того чтобы ученики могли общаться по теме текста на уроке, необходимо, чтобы развитие навыка речевого общения происходило на основе текстовой деятельности. Текстовая деятельность – внутренняя мыслительная деятельность, сопровождаемая соответствующим результатом и внешняя – материально-практическая (выступающая, в частности, в виде действий чтения или слушания, написания или говорения) [3]. Под текстовой деятельностью понимается система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать, понимать их [2, с. 120].

Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? В 9-12 классах на уроках обобщения и повторения учащиеся под нашим руководством начинают составлять таблицы по каждому изученному тексту. Такая работа позволяет систематизировать весь теоретический материал. В «Папке-портфолио», которую ученики начинают вести в 9 классе, уже собран материал по всем частям речи (основные правила, таблицы склонения и спряжения).Так, в 9 классе при изучении текста «Маленькая обезьянка Читика» [7, с. 42], предлагается найти в тексте сложноподчинённые предложения. Мы выполняем это задание методом концептуальной таблицы, при этом усложнив задание и одновременно повторив простое предложение (табл. 1).

В 9 классе при изучении текстового материала по биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова [7, с. 103-115], можно провести письменную работу в тетрадях, содержащую любые задания на повторение и предупреждение ошибок. Например:

  1. Читая биографию поэта, выпишите несколько сложных слов и разберите их: живописных, стихотворений, кровопролитное, богомолье, равнодушной, благодарить, однополчане, был косолапым, четырнадцатилетний и др.
  2. Читая биографию поэта, выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв: юные, раздумию, серьёзный, убеждения, поэзия, занятия, батарея, поединок.
  3. Читая биографию поэта, выпишите слова на правило «Приставки на З, С», объясните их написание: бескровно, разговоры, бесплодном, вспыхнуло, разлюбить, разрешение, размышлением, воскликнул, исписал.
  4. Читая биографию поэта, выпишите слова склонялся на чередующиеся гласные в корне слова: притворное, умерла, наложили, примирить, считать, блестит, склонялся.

Изучая произведение «Мцыри» (в сокращении) [7, с. 116-123], проводим работу, которая помогает уменьшить количество ошибок в письменной речи учащихся.

  1. Предлагаю учащимся найти в тексте поэмы несколько причастий и деепричастий, выписать и разобрать их: сливаяся, обнявшись, обрушенных ворот, людьми и смертию забыт, грозой оторванный листок, сплетясь, мою пылающую грудь; холмы, покрытые венцом; шумящих свежею толпой; в тени рассыпанный аул; держа кувшин над головой.
  2. Читая текст поэмы, выписать слова с приставками пре-, при- и объяснить их написание: превозмог; прижать с тоской; пришёл к нему чернец; предупредил; прилёг между высоких трав; привык; приросли к скале; не призовёт; привет прощальный мне пришлёт; предки; приветствовал меня; превелик; ты перенесть меня вели; прилёг.
  3. Выписать слова с проверяемыми гласными. Дети выписывают слова и подбирают проверочное слово: порой (оро), голова (оло); смотрела (смотрит), небес (небо), поляна (поле), кровавый кровь), серебром (ере), смертельный (смерть), заговорил (говор), с ветерком (ветер), бесполезно (польза), святой (святость).

При изучении биографических данных И. С. Тургенева [7, с. 126-129], мы замечаем большое количество прилагательных, что сразу наводит на мысль о необходимости использования этого текстового материала для повторения имени прилагательного. На тексте «Нищий» [7, с. 129] повторяем типы предложений, предложив задания:

  1. Ответьте, сколько в этом тексте простых предложений? (9, 13, 14, 15)
  2. А сколько сложных? Есть ли простые осложненные? И чем они осложнены?
  3. Найдите в предлагаемом тексте предложения с однородными определениями.

А на примере текста «Русский язык» [7, с. 130] можем дополнительно повторить типы предложений по цели высказывания, разряды прилагательных, составить синквейн.

  1. Сколько в стихотворении в прозе «Русский язык» предложений? Какие они? Почему именно такие предложения использует Тургенев? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное. Восклицательные предложения передают взволнованность, гордость, торжественность речи).
  2. Какие прилагательные использованы Тургеневым в этом стихотворении? К какому разряду они относятся? Что они характеризуют в произведении? (великий, могучий, правдивый, свободный). (Автор говорит о языке, но имеет в виду народ).
  3. Напишите синквейн к тексту:

                              Язык
               правдивый, свободный
         охраняет, объединяет, роднит
              нет человека без языка
                             народ

В 12 классе мы лишь «пропускаем» любой программный текст через эту «папку», но при этом дополняем портфолио новыми материалами. В эту «папку» мы записываем не только определения понятий, но и план анализа текста, и отдельные теоретические сведения об орфографических правилах, языковых средствах связи предложений в тексте, художественно – изобразительных средствах (проводим анализ лексики – выписываем синонимы, антонимы, фразеологизмы). В рамках коллективной работы провожу комплексный анализ текста с помощью вопросов и заданий и организую исследовательскую деятельность школьников; провожу дискуссии по тексту, устные и письменные сочинения, творческую работу. Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора метода и способа презентации учебного материала, уровня подготовленности самого класса.

Таким образом, современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Проведение учебных занятий с элементами деятельностного подхода, на наш взгляд, обеспечивает включенность каждого ученика в учебный процесс на уровне индивидуального мышления, действия, рефлексии, коммуникации. Перечисленные приемы организации работы с текстом позволяют осуществлять обучение в деятельности и придают ему коммуникативную направленность. Перспективы дальнейшей работы мы видим в постоянной работе над пополнением дидактического материала с целью углубления знаний старшеклассников с точки зрения расширения и обогащения их активного словаря, разнообразия грамматических конструкций, к чему должна привести, по нашему мнению, систематическая работа с учебным текстом.

Список литературы

  1. Байбуртян, Н. А. Русский язык 12 класс. Учебник для старшей школы [Текст]. / Н. А. Байбуртян, Р. Р. Грдзелян, И. К. Манучарян, И. М. Мелик-Оганджанян, А. А. Читчян. – Ереван, МАНМАР, 2011. – 192 с.
  2. Болотнова, Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: (методическое пособие) [Текст]. / Н. С. Блинова; Ин-т «Открытое общество». – Томск, UFO-press, 2002. – 64 с.
  3. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология. Учеб. пособие для ун-тов [Текст]. / Под ред. проф. А. А. Леонтьева. – М. : Высш. школа, 1980, – 224 с.
  4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. Пособие [Текст]. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : МПСИ, 2005. – 216 с.
  5. Золотова, Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка [Текст]. / Г. А. Золотова, Н. К. Осипенко, М. Ю. Сидорова. – М. : Наука, 2004. – 544 с.
  6. Таткало, Н. Стандарт и программа по русскому языку для старшей школы [Текст]. / Н. Таткало, Н. Рафаэлян. – Ереван, 2009. – 278 с.
  7. Բ. Մ. ԵՍԱՋԱՆՅԱՆ, Գ. Վ. Յազիչյան ՌՈՒՍԱՑ ԼԵԶՈՒ 9 ՀԱՆՐԱԿՐԹԱԿԱՆ ԴՊՐՈՑԻ ԴԱՍԱԳԻՐՔ [Текст]. – Ереван. 2014. – 192էջ:

PDF