АНАЛИЗ ТЕРМИНОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 3

6 апреля 2022 г.

Авторы: Нонь Наталья Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.14.015.62

Н. А. Нонь

N. A. Non

Нонь Наталья Александровна, аспирант КемГУ, ассистент кафедры МФММ, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Non’ Natalya Aleksandrovna, PhD student of KemSU, assistant of the Department of MFMM, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

АНАЛИЗ ТЕРМИНОЛОГИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

TERMINOLOGY ANALYSIS AND THE FORMATION OF THE CONCEPT OF DIGITAL LEARNING

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и становления вновь появившихся терминов в современном образовании. Обзор проблем, требующих решения, в условиях интенсивного развития современных цифровых педагогических технологий.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation and formation of newly appeared terms in modern education. Review of the problems that need to be solved in the conditions of intensive development of modern digital pedagogical technologies.

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация системы образования, цифровая педагогика, цифровое образование, цифровая дидактика, цифровое обучение.

Keywords: digitalization, digitalization of the education system, digital pedagogy, digital education, digital didactics, digital learning.

 

В свете интенсивного развития цифровой экономики, жизнь современного общества уже невозможно представить без онлайн-сервисов по предоставлению услуг, информационных сайтов, интернет-магазинов, развития информационных технологий. Практически все области деятельности человека подстраиваются под требования современной цифровой тенденции. Появились такие термины как «цифровая грамотность», «цифровое общество», «цифровая среда», «цифровая идентичность» и т.д.

Современное образование не осталось в стороне, и также становится крупным звеном кардинальных изменений в условиях цифровизации. Цифровизация – это, по мнению А. В. Хутроского, тренд времени, который заменил информатизацию. Цифровизация переносит акцент от действий с информацией к цифровым средствам деятельности, она ориентирована на распространение и использование гаджетов, в продаже которых заинтересованы продавцы и производители [9].

На государственном уровне был принят ряд документов, способствующих развитию цифровизации в образовании РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями и дополнениями);
  • «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы» (утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203);
  • Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» (№ 204 от 7 мая 2018 г., в редакции от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474);
  • Национальный проект «Образование» на 2019-2024 годы.

Однако в современной научной педагогической литературе нет однозначного толкования новых терминов, поэтому все больше форумов, конференций и научных статей посвящается данной теме. Многозначность трактовок этих терминов в современной педагогике определяет ее специфичность и основную проблему.

С конца XX и в самом начале XXI века под цифровой педагогикой понималась педагогическая деятельность с использованием информационных компьютерных образовательных технологий. За последние 10 лет современная позиция свелась к тому, что цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения.

В классическом понимании, педагогика – это наука об обучении и воспитании человека. К основным ее критериям относятся воспитание, обучение и образование.

Проведя анализ имеющихся в научно-педагогической литературе данных, можно говорить о рассматриваемых понятиях только в системе, где центральным звеном становится Цифра. В данном случае под Цифрой будем понимать все процессы, которые используют или планируют использование информационных технологий, компьютерной техники, сети Интернет, и т.д.

Для рассмотрения этого вопроса стоит уточнить содержание таких терминов как «цифровизация образования», «цифровое образование», «цифровое обучение». Взаимосвязь цифровых и педагогических технологий привлекает все большее число исследователей, увеличивая число научных публикаций с каждым годом. Большой импульс в изучении данного вопроса был получен в связи с пандемией.

Изначально нужно определиться с определением термина «цифровизация». По данным свободной энциклопедии «Викисловарь», это «внедрение цифровых технологий куда-либо; перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств» [12]. Передача данных осуществляется посредством использования цифровых технологий. Отсюда можно заключить, что цифровизация образования – это переход на широкое использование в образовании цифровых технологий. При этом базовым в понятии «цифровизация образования» является применение интернета и мобильных коммуникаций.

В таком же ракурсе можно трактовать и понятие «цифровизация системы образования» – это использование цифровых технологий во всех компонентах системы образования. Цифровое образование – это понятие, характеризующее образование, результатом которого является подготовка будущего специалиста в области проектирования и развития цифровых технологий (специалист в области цифровизации, компьютеризации и т.п.) [4].

Коллектив авторов Е. Ю. Илалтдинова, Т. К. Беляева и И. В. Лебедева в своем исследовании рассматривают «цифровую педагогику», а в ее контексте вводят понятие «цифровое образование» и дают ему двойное определение: как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, и как совокупность приобретаемых ЗУНов [5].

Ряд исследователей, таких как М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева, В. И. Токтарова, А. Е. Шпак и др., приходят к выводу, что разнообразие толкований всех рассматриваемых понятий зачастую зависит от области деятельности самого автора (экономисты, педагоги, методисты, менеджеры, программисты, IT-специалисты, управленцы и др.), внося ограничения в формулировки [2].

Профессор А. А. Вербицкий высказывает аппозиционное мнение по становлению новых понятий. Он говорит о том, что зачастую термины «цифровое образование» и «цифровое обучение» ошибочно используются как синонимы. Использование терминов «цифровое обучение» и «цифровая дидактика» (или «теория цифрового обучения») – вполне могут существовать. А термин «цифровое образование», который часто встречается в современной педагогической литературе, нормативно-правовых документах и в педагогическом обиходе, неправомерен [3].

Связь понятий «цифровая дидактика» и «цифровое обучение» упоминается у многих исследователей как российских, так и зарубежных. При чем, именно в зарубежных исследованиях эти понятия тождественны [10]. Современную дидактику предложено называть e-Didactics, что можно перевести как цифровая дидактика или дидактика цифрового обучения. Предлагается рассматривать дидактику цифрового обучения как вид дидактики с интегрированными в неё ИКТ технологиями, как систему дидактических действий педагога-проектировщика, обеспечивающую реализацию учебного проекта с обучающимися в гибридной или виртуальной среде [8]. Основные категории в классической дидактике (содержание, организация, формы, методы, средства) заданы как константы, тогда как в цифровой дидактике акцентом становится процесс проектирования внутри каждой категории: разработка содержания, его интерактивность, и т.д.

Термин «цифровое обучение» так же не имеет официального определения. Но широкий ряд авторов говорят о формировании «цифровой дидактике» и о становлении в нем понятия «цифровое обучение». Они предлагают ряд методов, повышающих эффективность цифрового обучения с учетом его особенностей. Ключевой проблемой ставится снижение мотивации обучающихся за счет дистанционного формата, отсутствия диалога с преподавателем, включенности в работу, формирование односторонней связи и т.д. По данным из Википедии: Цифровая дидактика – область педагогики, научное направление, предметом которого является организация процесса обучения в условиях цифровой трансформации образовательного процесса, перехода к цифровой экономике и сетевому обществу [11]. Это определение, связанное с процессом цифровизации образования, является чуть ли не единственным. Профессор В. И. Блинов и его коллеги дают определение цифровой дидактике как науке об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровая дидактика опирается на основные понятия и принципы традиционной дидактики, изменяя их применительно к условиям цифровой среды [1].  

Л. С. Любивая предлагает рассматривать цифровое обучение как способ обучения с использование технических средств [7]. По мнению Н. Б. Кущевой и В. И. Тереховой цифровое обучение можно рассматривать как спектр информационных образовательных услуг, инструментов и учебных программ, ориентированных на индивидуальное обучение [6].

Чем дальше продвигаются исследования процесса цифровизации образования, тем больше возникает проблем, требующих решения. Следует отметить, что целостность методологических основ структуры  современного образовательного процесса в условиях цифровизации является важным условием дальнейшего развития системы образования в целом.

Список литературы

  1. Блинов, В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В. И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 27-32.
  2. Вайндорф-Сысоева, М. Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 25-36. – DOI 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36.
  3. Вербицкий, А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1(6). [Электронный ресурс] – URL : http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения : 03.02.2022). 
  4. Ибрагимов, Г. И. О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, А. М. Калимуллина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 2(92). – С. 21-34. – DOI 10.21510/1817-3292-2021-92-2-20-34.
  5. Илалтдинова, Е. Ю. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики / Е. Ю. Илалтдинова, Т. К. Беляева, И. В. Лебедева // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4(40). – С. 33-43. – DOI 10.32744/pse.2019.4.3.
  6. Кущева, Н. Б. Цифровое обучение и роль преподавателя высшей школы в реализации электронного обучения / Н. Б. Кущева, В. И. Терехова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 17.
  7. Любивая, Л. С. Перспективы цифрового обучения студентов заочной формы обучения / Л. С. Любивая // Актуальные вопросы образования. – 2021. – № 2. – С. 96-98.
  8. Петрова, Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение / Е. В. Петрова // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 4. – С. 141-144.
  9. Хуторской, А. В. Цифровое обучение сегодня / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2019. – № 1. – С. 10.
  10. Dragana, G., Dragica, R., Dijana, K. and Dragica, I. (2007) ‘Pedagogical and didactic-methodical aspects of e-learning’, Proceedings of the 6th WSEAS International Conference on E-Activities: Networking the World, pp. 65–73. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.researchgate.net/publication/228850818_Pedagogical_and_Didactic-Methodical_Aspects_of_E-learning (дата обращения : 03.02.2022).
  11. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_дидактика (дата обращения : 20.01.2022).
  12. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL : https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация  (дата обращения : 20.01.2022).

PDF