ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)

Журнал: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Искусственный интеллект в образовании. Современные достижения и перспективы применения»

20 сентября 2022 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.012.7

В. П. Густяхина

V. P. Gustayhina

Густяхина Вера Петровна, старший преподаватель, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Gustayhina Vera Petrovna, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИИ

APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN MODERN ONLINE EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и причины применения искусственного интеллекта в современном образовании и онлайн образовании в частности. Приводятся примеры функций искусственного интеллекта в образовательном пространстве.

Annotation. The article discusses the possibilities and reasons for the use of artificial intelligence in modern education and online education in particular. Examples of artificial intelligence functions in the educational space are given.

Ключевые слова: искусственный интеллект, онлайн образование, образовательный процесс, образовательные технологии.

Keywords: artificial intelligence, online education, educational process, educational technologies.

 

Современное образование это постоянно меняющийся процесс. Возникают новые подходы и методики обучения, научно-технические достижения внедряются в учебный процесс. Информационные технологии дают возможности объединения и применения современных подходов к обучению. Можно надеяться, что с их помощью обучение станет не только более увлекательным, но и более эффективным.

Одна из самых популярных технологий, используемых в образовании сейчас – искусственный интеллект (ИИ). Возможности искусственного интеллекта широко применяются в современном онлайн образовании. Основными причинами внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс можно назвать: возможности ИИ сделать процесс обучения более эффективным и удобным для студента и преподавателя; ИИ повышает вовлеченность в образовательный процесс через геймификацию. Большинство онлайн-игр и обучающих тренажёров работают на искусственном интеллекте [2].

По данным исследований специалистов, ИИ претендует на выполнение следующих функций в образовательном пространстве:

а) способность различать и идентифицировать визуально и акустически воспринимаемые образы предметов;
б)    навык формулировать и решать профессиональные задачи;
в)  умение осуществлять поиск, обработку и соответствующее использование всех типов информации и знаний;
г)   «способность понимать смысл отдельных актов социокультурной человеческой деятельности и речи» [3].

ИИ представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

а) информационная поисковая система, позволяющая сформировать на основе различных ресурсов и источников базу данных для образовательных процессов;
б)   автоматизированная библиотека электронных учебно-методических материалов;
в)   цифровая система мониторинга уровня знаний, успеваемости, и активности обучающихся;
г) автоматизированная база данных контрольных заданий, учитывающая результативность каждого субъекта образования;
д)    автоматизированная система распределения учебно-педагогической и воспитательной нагрузки;
е)    коммуникационная система, обслуживающая взаимодействие всех субъектов образования [1].

Применение ИИ-технологий в сфере образования играет важную роль в обучении и развитии человека на протяжении всей жизни, в их число входят:

  • Интернет вещей («дистанционные учебные лаборатории»);
  • аддитивное производство (3D-принтеры, 3D-моделирование, изготовление робототехнических деталей и устройств);
  • машинное обучение («использование в образовательном процессе аватаров и чат-ботов для консультирования, тестирования и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов»);
  • большие данные, блокчейн и облачные вычисления («формирование защищенных портфолио учащихся и педагогов»);
  • фиксация сформированности учебных и профессиональных компетенций;
  • виртуальная и дополненная реальность (использование в образовательном процессе различных установок с элементами дополненной реальности) [1].

Список литературы

  1. Амиров, Р. А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования [Электронный ресурс]. / Р. А. Амиров, У. М. Билалова. // Управленческое консультирование, 2020. – № 3. – С. 80-88. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pers pektivy-vnedremya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения : 18.05.2022).
  2. Линч, М. Искусственный интеллект в образовании: семь вариантов применения [Электронный ресурс]. / Мэттью Линч. – URL : https://the-accel.ru/iskusstvennyiy-intellekt-v-obrazovanii-sem-variantov-primeneniya (дата обращения : 18.05.2022).
  3. Ракитов, А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм [Электронный ресурс]. / А. И. Ракитов. // Высшее образование в России, 2018. – № 6. – С. 41-49. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n7vysshee-obrazovanie-i-iskusstvennyy-intellekt-eyforiya-i-alarmizm (дата обращения : 18.05.2022).
PDF