ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ СТРАНЫ ПИОНЕРИИ

Раздел: Практика и проекты в области устной истории на базе российских университетов, музеев, школ, краеведческих организаций, центров устной истории

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

28 ноября 2022 г.

Авторы: Филиппова Карина Ренатовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 908(47) (091)

К. Р. Филиппова

K. R. Filippova

Филиппова Карина Ренатовна, студентка 2 курса, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия.

Filippova Karina Renatovna, 2-year student, V.P. Astafiev KSPU, Krasnoyarsk, Russia.

 

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ СТРАНЫ ПИОНЕРИИ

THROUGH THE PAGES OF THE HISTORY OF THE PIONEER COUNTRY

 

Аннотация. В 2022 году празднуется юбилей самой массовой детской организации. Выбор темы обусловлен, во-первых, необходимостью напомнить старшему поколению об этой исторической дате. Во-вторых, проанализировать на основе опроса, изучения научной литературы позитивный опыт массовой детской организации, что в условиях, обновленных ФГОС ООО от 31.05.2021 весьма актуально. Для проведения исследования нами была разработана анкета, при составлении которой мы опирались на работы Т. К. Щегловой. Целью данной статьи является анализ 32 анкет, собранных автором к настоящему времени по теме. Для более объективного анализа мы использовали материалы выставок к юбилею пионерской организации в Государственном архиве Красноярского края, Красноярском краеведческом музее, научных публикациях.

Abstract. In 2022, the anniversary of the largest children's organization is celebrated. The choice of topic is due, firstly, to the need to remind the older generation of this historical date. Secondly, to analyze, based on a survey, studying scientific literature, the positive experience of a mass children's organization, which is very relevant in the conditions updated by the Federal State Educational Standard of 05/31/2021. To conduct the study, we developed a questionnaire, in compiling which we relied on the work of Shcheglova T.K. The purpose of this article is to analyze 32 questionnaires collected by the author so far on the topic. For a more objective analysis, we used materials from exhibitions dedicated to the anniversary of the pioneer organization in the State Archives of the Krasnoyarsk Territory, the Krasnoyarsk Museum of Local Lore, and scientific publications.

Ключевые слова: пионерская организация, общественные поручения, мероприятия, детство.

Keywords: pioneer organization, public assignments, events, childhood.

 

Сегодня пионер – исторический персонаж ушедшей советской эпохи. Однако за время своего существования более 210 миллионов человек побывало в рядах Всесоюзной пионерской организации. В юбилейный год решили провести опрос бывших пионеров с целью создания уникальных устных источников и реконструировать страницы истории массовой детской организации.

Мы провели опрос 32 респондентов, из которых 62,5 % женщин и 37,5 % мужчин, пионерское детство пришлось на 1960-е годы у – 15,6 %, 84,4 % опрошенных были пионерами в 1970-е гг. [4]. О том, что пионером было очень престижно быть свидетельствует воспоминания Филипповой Светланы Ивановны: «Мы гордились тем, что являлись пионерами. Были примером для октябрят, участвовали в пионерских слетах, старались учиться на отлично, а самых лучших награждали путёвкой в пионерский лагерь «Артек». Мы стремились быть достойными звания «пионер» и не опустить планку» [3].

Анализируя мотивы вступления в детскую организацию следует отметить, что подавляющее большинство – 65,6 % от общего количества опрошенных, стремились стать пионерами, т.к. это было почетно и только– 34,4 % ответили, что вступили в организацию, т.к. привыкли «делать как все». Однако абсолютно все опрашиваемые отметили положительное отношение в пионерской организации и свое в ней участие. Это свидетельствует насколько общественно-полезная деятельность пионерской организации, вовлеченность ребят в жизнь страны, города, села была привлекательной для подростков; в организации была возможность проверить себя, выполняя разные поручения. Таким образом, главная цель пионерской организации – воспитание активного гражданина страны успешно реализовывалась [6, с. 182].

Так Бедарева Галина Валерьевна указала, что пионерские поручения были достаточно разнообразными и интересными для нее выпуск стенгазеты и помощь ветеранам запомнились особенно, т.к. «нравилось коллективное творчество, а также встречи, беседы с ветеранами, ведь благодаря этому мы узнавали много подробностей о Великой Отечественной войне, которых не было в наших учебниках» [1].

Сбор металлолома, макулатуры входил в обязательную программу общественно полезного труда школьников. Пионеры ходили по домам, звонили в квартиры и спрашивали у хозяев старые журналы и газеты, не используемую кухонную посуду. Для каждой школы была установлена годовая норма сбора. В 1970-х даже появилась шутка «Каждый пионер должен сдать государству 15 кг макулатуры и двух пионеров, которые этого не сделали. Вырученные деньги шли на «пионерские» троллейбусы, костюмы для школьного театра, в Фонд мира» [1].

Важное место в воспоминаниях бывших пионеров занимает военно-спортивная игра «Зарница». Правила игры зависели от возраста, но в ходе игры проявлялась выносливость, умение действовать командно, хорошая физическая подготовка. Игра появилась в 1960-е гг., но популярной была до конца существования самой организации.

Вот как об этом вспоминает Чистякова Надежда Алексеевна: «Для проведения районного этапа игры всегда привлекали военных из части, дислоцированной возле города. Они обеспечивали дымовые завесы, костюмы химической защиты, противогазы и пр. атрибуты для соревнований на этапах игры» [2].

Участники с удовольствием и профессионально выполняли задания игры. Завершалась она общим «штурмом» высоты и водружением знамени своей команды.

Самым памятным для участников была солдатская каша, приготовленная военным поваром в полевой кухне для участников «Зарницы». Поразительно, но «Зарницу» любили не только мальчики, но и девочки [2].

Все пионерские дружины носили чье-то имя: пионера героя, выдающегося земляка и т.п. Респонденты легко вспомнили имя героя своей пионерской дружины, но почти никто не мог объяснить, что это значило для них, подростков, как велась работа вокруг имени героя и пр. Это позволяет говорить о формальности присвоения почетного имени дружине [4].

Работая над сбором воспоминаний бывших пионеров, а в настоящее время активных пенсионеров, можно утверждать, что респонденты не отрицали недостатков в деятельности массовой детской организации (в основном они указывают на неинтересные пионерские сборы дружины, массовые праздники, где приходилось лишь присутствовать, а не участвовать), но говорить об этом не желали, т.к. доминировали позитивные воспоминания, о чем им хотелось говорить. Они единодушны в том, что современным ребятам недостает такой детской организации, которая предоставляла возможность каждому проявить свои индивидуальные способности, быть полезным на деле окружающим, уметь работать в команде и т.п. Состязательность, царившая в пионерской среде, не разобщала подростков, а формировала в них мотивацию, умение правильно ставить цель, что в последующей жизни многим пригодилось.

Работая с респондентами понимаешь насколько избирательна человеческая память, какие уникальные сведения она содержит у людей старшего возраста, поэтому важно их собирать, анализировать и обобщать [5, с. 267].

Список литературы

  1. Воспоминания Бедаревой Г. В. записанные Филипповой К. Р. 24.09.2022
  2. Воспоминания Чистяковой Н. В. записанные Филипповой К. Р. 20.09.2022
  3. Воспоминания Филипповой С. И. записанные Филипповой К. Р. 02.08.2022
  4. Симкина, О. И. История Всесоюзной пионерской организации и воспоминания бывших пионеров [Электронный ресурс]. / О. И. Симкина. – 2014. – URL : https://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1788-istoriya-vsesoyuznoj-pionerskoj-organizatsii-i-vospominaniya-byvshikh-pionerov (дата обращения : 19.10.2022).
  5. Щеглова, Т. К. Устная история: учеб. пособие [Электронный ресурс]. / Т. К. Щеглова. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364 с. – URL : https://vk.com/wall-23433303_8667 (дата обращения : 15.08.2022).
  6. Юрчак, А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение [Текст]. / А. Юрчак. – М. : НЛО, 2014. – 564 с.
PDF