ПРОЕКТ ЦЕНТР УСТНОЙ ИСТОРИИ «ДИАЛОГИ С ПРОШЛЫМ» В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Раздел: Практика и проекты в области устной истории на базе российских университетов, музеев, школ, краеведческих организаций, центров устной истории

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

28 ноября 2022 г.

Авторы: Урбан Ольга Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 316.772.4

О. А. Урбан

O. A. Urban

Урбан Ольга Андреевна, доктор соц. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Россия.

Urban Olga Andreevna, Doctor of Social Sciences, Professor of the Department of Economics and Management, Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОЕКТ ЦЕНТР УСТНОЙ ИСТОРИИ «ДИАЛОГИ С ПРОШЛЫМ» В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

THE ORAL HISTORY CENTER PROJECT «DIALOGUES WITH THE PAST» IN THE IMPLEMENTATION OF THE THIRD MISSION OF THE REGIONAL REFERENCE UNIVERSITY

 

Аннотация. Проанализирован проект Центр устной истории «Диалоги с прошлым» в реализации третьей миссии регионального опорного университета, нацеленный на расширение участия института в развитии местного сообщества и создание активной научной и творческой среды для студентов через привлечение их к мероприятиям проекта. Рассматриваемая в статье практика проектного подхода в реализации третьей миссии университета представляет интерес для образовательного сообщества и социальных партнеров университета в регионе.

Annotation. The project of the Center of Oral History «Dialogues with the Past» in the implementation of the third mission of the regional reference university, aimed at expanding the participation of the institute in the development of the local community and creating an active scientific and creative environment for students through their involvement in the activities of the project, is analyzed. The practice of the project approach considered in the article in the implementation of the third mission of the university is of interest to the educational community and social partners of the university in the region.

Ключевые слова: третья миссия университета, проектный подход, центр устной истории, сохранение исторической памяти, региональный опорный университет.

Keywords: the third mission of the university, project approach, oral history center, preservation of historical memory, regional support university.

 

В научной литературе общепризнанным является факт, что регион представляет собой институциональную систему. В ресурсных регионах, к которым относится Кузбасс, существует ряд негативных особенностей, порождающих социальные риски для качества человеческого потенциала. Снижение социальных рисков связывается с развитием региональной системы образования в ответ на вызовы приближения к траекториям устойчивого социально-экономического развития. Для регионов России поставлена задача, чтобы местные университеты стали трансформируемыми (Т-университетами) опорными вузами для территорий, реализовывались инновационные экономические, гуманитарные, социальные и культурные проекты, необходимые региону [5, С. 69]. Особое значение в развитии человеческого потенциала и регионального образования придается реализации третьей миссии университета [2].

В университетах США и Европы проблема третьей мисси университета начала обсуждаться с 1990-х годов. Для российских университетов это относительно новая практика. Инициатором в области формирования, апробации и тиражирование в вузах России механизмов реализации «третьей миссии» выступил научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». Это первый университет, который представил публичный отчёт о своей работе в этой сфере. В отчет вошли 180 проектов по 12 направлениям. В отчете НИУ ВШЭ представляет системный подход к деятельности университета, имеющего высокий потенциал для развития конкретных территорий. Отмечается, что современные вызовы таковы, что выполнение двух основных задач – образовательной и научной – невозможно без активного участия университета в окружающей жизни. В то же время отмечается, что качество и масштаб третьей миссии университета определяются качеством образовательных и научных программ, то есть первой и второй миссии. По сути, третья миссия является естественным и необходимым способом развития университета [3].

Третья миссия университета означает вклад университетов в социально-экономическое развитие территории и местного сообщества. В практическом отношении это означает поиск эффективных проектов для решения комплекса задач культурного, социального, политического развития местного населения, для которого университет становится местом не только получения новых знаний, но собственного развития и общественной дискуссии в поисках решения актуальных общественных проблем. В то же время специфика задач в реализации третьей миссии университета определяются процессом трансформации территорий на мезоуровне [1]. В этом отношении каждый университет выбирает свой набор направлений в рамках третьей миссии.

Относительно Кузбасса, региона ресурсного типа, особое значение приобретает роль университета в решении социокультурных проблем, связанных с развитием человеческого капитала как главного ресурса модернизации экономики региона. Не случайно реализация «третьей миссии» является направлением стратегии развития Кузбасского гуманитарно-педагогического института КемГУ (далее – КГПИ КемГУ). В качестве инструмента планирования и управления процессами «третьей миссии» был принят проектный подход, учитывающий специфику задач развития Южно-Кузбасской агломерации в создании новой модели экономики региона на основе развития человеческого капитала. Управление процессами на основе проектного подхода способствует более четкому определению целей и критериев их достижения, оптимизации ресурсов, детальному контролю реализации проекта [4].

В рамках «третьей миссии» реализуется комплексный проект «Гуманитарный вектор индустриального Кузбасса», который включает в себя четыре подпроекта, в соответствии с приоритетными направлениями деятельности «третьей миссии» в условиях Южно-Кузбасской агломерации: развитие научного знания, ориентированного на неоиндустриальное развитие территории; формирование на базе университета организационных центров гражданского просвещения, сохранения исторической памяти, воспитания и развития личности; развитие инклюзивного образования; сохранение и возрождение культурных традиций и языка коренного народа Земли Кузнецкой – шорцев.

Подпроект «Гуманитарное пространство в индустриальном регионе» направлен на повышение роли университета в социокультурном развитии региона и формирование имиджа университета как культурно-образовательного центра юга Кузбасса. В качестве ожидаемых результатов планировалось развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными научными центрами в области гуманитарных исследований; создание условий для научной деятельности обучающихся всех уровней образования; популяризация знаний о культурном наследии Кузбасса, развитие Музея истории высшего педагогического образования Кузбасса, на базе которого традиционно велась работа под руководством кандидата исторических наук, доцента Л. А. Поляковой и члена городского совета ветеранов войны и труда А. М. Мельниковой по сбору воспоминаний горожан об участии в военных действиях и о жизни в военное время на основе устной истории, как гуманитарной технологии изучения общества и конкретного человека посредством биографического рассказа, зафиксированного исследователем с помощью технических средств.

В 2021 году при музее создан Центр устной истории «Диалоги с прошлым», поддержанный Фондом президентских грантов. Деятельность Центра направлена на сохранение исторической памяти путем создания архива (базы данных) собранных устных воспоминаний (интервью) с очевидцами событий Великой Отечественной войны – фронтовиками, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда, малолетними узниками фашистских концлагерей, детьми войны.

Деятельность Центра основана на принципах:

  • активного привлечения и обучения волонтеров (студентов университета) для проведения интервью, транскрибации (расшифровка информации из аудио или видео в текстовую форму), информационной поддержки проекта в соцсетях;
  • проведения научных исследований методами устной истории, заканчивающихся выступлениями на научных конференциях и научной публикацией;
  • эффективного использования интеллектуального потенциала сотрудников университета в обучении студентов-волонтеров;
  • организации взаимодействия с российскими центрами устной истории и с образовательными организациями среднего, среднего специального, высшего образования в сохранении исторической памяти и патриотического воспитания. В этой связи Центр регулярно проводит встречи со школьниками и студентами города с приглашением тружеников тыла, бывшими узниками, детьми войны, проведен конкурс среди школьников и студентов «Война в истории моей семьи». Презентации участников опубликованы на сайте музея (https://museum.nbikemsu.ru/events/) и в социальных сетях (ВК, ОК).

Важным направлением деятельности в Центре рассматриваются исследовательские проекты, в первую очередь студентов-волонтеров, и организация взаимодействия с российскими центрами устной истории, которые активно стали создаваться с начала 1990-х годов. Среди университетов, где созданы центры Oral History, следует отметить Барнаульский педагогический университет. Здесь создан обширный банк данных устной истории по разным сюжетам и социальным группам, а также серии разнообразных проектов области Oral History. Развивают центы устной истории Петрозаводский, Иркутский, Дальневосточный университеты и другие вузы. Наряду с университетской наукой важным центром формирования коллекций в области устной истории становятся с 1990-х годов региональные архивы и музеи, например, Томский. В Тамбовском центре краеведения, объединившем силы различных местных научных учреждений, с конца 1990-х годов началось формирование архива устной истории. Крупным центром устной истории в 2000-е годы стал Европейский университет в Санкт-Петербурге, в котором проводились крупные исследовательские проекты: «Повседневность эпохи позднего социализма в памяти последнего советского поколения», «Блокада в судьбах и памяти ленинградцев» и др. С 2010 г. действует фонд «Устная история», тесно сотрудничающий с научной библиотекой МГУ. В контексте социального заказа и историографического интереса актуальными являются темы, сочетающие востребованный объект памяти (например, Великая Отечественная война), антропологический аспект (повседневность в ее различных проявлениях, «образ врага») и методы устной истории, которые позволяют реконструировать повседневность военного времени по записям воспоминаний ветеранов и очевидцев Великой Отечественной войны [6, C. 526-530].

Плодотворной формой взаимодействия Центра устной истории «Диалоги с прошлым» с российскими центрами устной истории и исследователями, которых интересует широкий контекст устной истории, стало проведение Всероссийской научно-практической конференция «Устная история в России: теория и практика в современном информационном пространстве». Конференция объединила исследователей и практиков в области устной истории из разных городов России: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Воронежа, Ярославля, Новокузнецка и др. Примечательно, что значительное количество докладов представлено студентами, которые собрали и обобщили многообразные материалы из жизни своей семьи, о медицинских сестрах в годы войны, о пионерии, о духовных памятниках российских сел, нематериального наследия советской эпохи, проанализировали проблемы использования метода устной истории в процессе обучения истории, в рамках технологии проблемного обучения и пр. В этом отношении конференция стала не просто профессионально интересным научным событием, но и позволила студентам испытать себя в исследовательской работе. В контексте третьей миссии университета обсуждение докладов приобрело практическую направленность на разработку механизмов взаимодействия учебных заведений и образовательного сообщества, организаций, занимающихся устной историей с представителями власти, бизнеса, НКО, активных граждан в сохранении исторической памяти.

Создание Центра устной истории «Диалоги с прошлым» на базе Музея истории высшего педагогического образования Кузбасса КГПИ КемГУ – один из значимых проектов в реализации третьей миссии регионального опорного университета, отвечающий современным вызовам формирования национальной идентичности, патриотического воспитания и сохранения исторической памяти.

Таким образом, деятельность Центра, с одной стороны, отвечает интересам самого университета как социального института, предоставляющего новые возможности реализации научных замыслов, социальной активности преподавателей, магистрантов и студентов, способствует развитию сотрудничества с другими университетами. Обмен опытом становится дополнительным стимулом развития университета. В этом отношении особое значение приобретает сотрудничество с 2021 года КГПИ КемГУ с НИУ ВШЭ. В рамках проекта «Поведай миру!», организаторами которого являются НИУ «Высшая школа экономики», Агентство социальных инвестиций и инноваций при поддержке Фонда президентских грантов, студенты, волонтеры Центра представят на обсуждение сформированные социальные практики участия в реализации проекта Центр устной истории «Диалоги с прошлым». С другой стороны, деятельность Центра отвечает интересам больших групп местного сообщества и расширению связей с социальными партнерами университета. Широкая система отношений с социальными партнерами является существенным фактором повышения имиджа университета и привлечения талантливой молодежи.

Список литературы

  1. Абрамян, Г. А. Роль третьей миссии университета в ESG-трансформации регионов [Электронный ресурс]. / Г. А. Абрамян, А. Н. Елецкий. // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 9. – С. 3377-3386. – URL : https://creativeconomy.ru/lib/116281 (дата обращения : 09.11.2022).
  2. Барышникова, М. Ю. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации [Текст]. / М. Ю. Барышникова, Е. В. Вашурина, Э. А. Шарыкина, Ю. Н. Сергеев, И. И. Чиннова. // Вопросы образования. – 2019. – № 1. – С. 8-43.
  3. Касамара, В. А. Отчёт о реализации «Третьей миссии» НИУ ВШЭ за 2019-2020 гг. [Электронный ресурс] / В. А. Касамара. – М. : НИУ ВШЭ, 2020. – 286 с. – URL : https://3mission.hse.ru/mirror/pubs/share/413940697.pdf (дата обращения : 09.11.2022).
  4. Компанейцева, Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс]. / Г. А. Компанейцева. // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 17. – С. 363-368. – URL : http://e-koncept.ru/2016/46249.htm (дата обращения : 09.11.2022).
  5. Лизунов, В. В. Роль современных университетов в развитии регионов. Третья миссия университета [Текст]. / В. В. Лизунов. // Национальные приоритеты России, 2021. – № 1 (40). – С. 66-75. – URL : file:///C:/Users/1/Desktop/rol-sovremennyh-universitetov-v-razvitii-regionov-tretya-missiya-uiversiteta.pdf (дата обращения : 09.11.2022).
  6. Ростовцев, Е. А. Российская наука об устной истории [Текст]. / Е. А. Ростовцев. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2018. – Т. 63. – Вып. 2. – С. 522–545. – URL : http://vestnik.spbu.ru/html18/s02/s02v2/13.pdf (дата обращения : 09.11.2022).
PDF