ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе
Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
30 января 2023 г.
Авторы: Лопатова Юлия Михайловна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.881.111.1
Ю. М. Лопатова
Y. M. Lopatova
Лопатова Юлия Михайловна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 9, г. Куйбышев, НСО, Россия.
Lopatova Yuliya Mikhaylovna, teacher of English, secondary school № 9, Kuybyshev, NSR, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
USING THE «LANGUAGE PORTFOLIO» TECHNOLOGY AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
Аннотация. Данная статья обусловлена важнейшей ролью в использовании инновационной технологии «Языковой Портфель» на начальной ступени обучения иностранному языку в современной школе.
Annotation. This article is due to the crucial role in using the innovation technology «Language Portfolio» in a primary stage of foreign language teaching in modern school.
Ключевые слова: языковой портфель, языковой паспорт, биография, копилка.
Keywords: language portfolio, language passport, biography, box.
Преподавание в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых портфель ученика играет значимую роль [1].
Портфель как средство обучения ИЯ обеспечивает учителю новые возможности в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса.
Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер переговоров, консультаций, определённых учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности, в полной мере ответственный за результат. Таким образом, мы обеспечиваем аутентичные условия взаимодействия в системе ученик – учитель – учебная группа.
Умение самооценки является одним из важнейших умений учебной деятельности, формируемых в начальной школе. Важно помочь младшему школьнику осознать и оценить свои успехи в овладении иностранным языком. Портфель определяется как пакет рабочих материалов, которые отражают тот или иной опыт или результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Он даёт учащемуся и учителю возможность накапливать последовательно результаты учебной деятельности, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объём работы и спектр достижений учащегося исходя из результатов сформированности языковой, речевой и стратегической компетенций [1, 3].
Основными принципами данной технологии являются:
- Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности (например, в разделе «Language Biography» – результаты тестов);
- Систематичность и регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их тщательный анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, своё мнение по поводу оценки учителя, учащихся группы или родителей.
- Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений (постановка задач и цели; определение критериев отбора материала; подбор средств самопроверки и самоконтроля; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; памятка-письмо для родителей, которая предполагает внимательное ознакомление с работами ученика).
- Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфеля.
- Целостность, тематическая завершённость презентации портфеля ученика.
- Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
Подходы к созданию «портфеля» могут быть разными в зависимости от этапа обучения, уровня владения предметом, сроков создания портфеля, возраста учащихся.
Работа с ЯП важна для детей, поскольку:
а) маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
б) младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
в) помогает видеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
г) развивает все психические процессы [3].
Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключается в следующем:
- повысить мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своей стране и за ее пределами;
- правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;
- оценить свой уровень владения неродными языками;
- определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих умений и знаний.
Портфель для начальной школы представляет собой иллюстрированный дневник. Этот Дневник Успеха красочно и ярко оформляется ребенком, так как дети данной возрастной группы очень любят рисовать. В нем ученик фиксирует все свои достижения при изучении иностранного языка, детям необходимо видеть плоды своего труда. Творческая работа с Портфелем развивает память, мышление, внимание, ответственность; помогает повысить мотивацию к изучению языка, осознать свою значимость в межкультурном общении. Учитель призван помочь ребенку правильно оценивать свои успехи и недостатки и наметить пути совершенствования знаний [2].
Примерное содержание языкового портфеля может быть следующим:
- Титульная страница.
- Содержание.
- Письмо к ученику.
- Раздел «Языки, которые я знаю».
- Раздел «Мои успехи».
- Результаты тестов.
- Анкета «Мои достижения».
- Анкета учащегося, занимающегося проектной деятельностью.
- Анкета – отзыв по Языковому Портфелю.
- Будущие планы.
- Копилка.
- Проектные работы с использованием информационных технологий.
- Памятка-письмо для родителей.
На первых уроках во 2 классе детям предлагаются образцы Языковых Портфелей и объясняются их разделы, структура и правила заполнения. Ученики рассматривают их, листают и задают вопросы. Дневник состоит из трех разделов: паспорт, биография и «копилка». Первая страница дневника несет автобиографическую информацию: имя, город, страна. Эту же страницу можно украсить собственной фотографией.
1 раздел – Языковой Паспорт. Цель заполнения данного раздела – осознание ребенком поликультурности и многоязычия рядом с собой. Обучающимся предлагается закрасить шарики или флаги с названиями языков, которые они изучают. Дети вписывают и те языки, на которых говорят в их семьях. Разнообразные задания нацелены на то, что ребенок постоянно приобретает опыт использования неродных языков в повседневной жизни. Заполнение таблиц для самооценки уровня владения тем или иным неродным языком позволяет развивать навыки самостоятельной работы. Таблицы самооценки умений, представленные в первом разделе, позволяют маленьким ученикам определить свой уровень владения языком. Внутри каждого уровня представлены умения разных видов деятельности, если ученик, по его мнению, сделал 1 шаг, он закрашивает соответствующий квадрат, например: «когда я слушаю, я понимаю». Учитель помогает [2].
2 раздел – Биография. Этот раздел включает в себя оценку своего личного успеха в каждом виде речевой деятельности. Ученики отмечают свои достижения в аудировании, говорении, чтении, письме на страницах выбранного ими уровня. Для ребенка начальной школы – это очень сложная задача, поэтому здесь необходима помощь со стороны учителя. Учитывая психологию детского возраста, в Языковом Портфеле широко используются символы. Ребенок размышляет над своими способностями, учится отстаивать свою точку зрения, доказывать правильность принятого им решения, тем самым постоянно развивая учебные умения. В рамках каждого вида деятельности есть картинки, которые ребенок закрашивает полностью или частично (умею делать самостоятельно, частично или не умею – картинка остается пустой). В портфеле представлены тесты разного цвета, каждый цвет – новый уровень. Если ученик выполнил все странички зеленого цвета, значит, он достиг 1 уровня и т.д. Страницы одного цвета принадлежат к разным языкам. Обязательна проверка результатов самооценки, так как ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью ключей. Оценить свои способности – непростая задача, поэтому ученика нужно подготовить к самооценке. В рамках определенного уровня учитель может задать ученику вопросы типа: «Как ты думаешь, ты можешь описать свою семью?» Предложить ему поразмышлять, способен ли он рассказать о профессии своей мамы и т.д. В этом смысле можно говорить о развивающей функции самооценки.
3 раздел – «Копилка» – самая увлекательная часть Языкового Портфеля, так как дети размещают здесь результаты своего труда. Это могут быть рисунки, письма, контрольные работы, открытки и т.д. Каждый год «Копилка» пополняется новыми материалами. Последняя страница Портфеля предназначена для учителя, здесь дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности [2].
Так, например:
- раздел «Language Passport» – заполняется дважды:
- 1 раз – в начале триместра,
- второй раз – в конце последнего триместра;
- раздел «Language Biography»:
- результаты тестов заполняются учителем и учениками постоянно, из этих результатов выстраивается диаграмма достижений,
- анкета «Мои достижения» заполняется учениками самостоятельно в конце последнего триместра,
- анкета по проектной деятельности заполняется в течение года;
- раздел «Dosier» (копилка) пополняется учащимися и учителем в течение всего года.
Языковой Портфель – это не школьный дневник с оценками. Этот документ – собственность ученика, пространство для совместной деятельности с родителями, родственниками, друзьями. Использование данной технологии в процессе обучения иностранному языку позволит повысить мотивацию к изучаемому предмету, научит школьников работать самостоятельно и обеспечит индивидуализацию учебного процесса [2].
Список литературы
- Гальскова, Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков [Текст]. / Н. Д. Гальскова. // Иностранные языки в школе, 2009. – № 7. – 26 с.
- Никитенко, З. Н. Европейский Языковой Портфель для учащихся 2–4 классов [Текст]. / З. Н. Никитенко. – М. : МГЛУ, 2006. – 64 с.
- Палат, Е. С. Обучение в сотрудничестве [Текст]. / Е. С. Палат. // Иностранные языки в школе, 2000. – № 1. – 54 с.