ТЕСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Королева Татьяна Викторовна , Мельникова Наталья Михайловна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 373.31

Т. В. Королева, Н. М. Мельникова

T. V. Koroleva, N. M. Melnikova

Королева Татьяна Викторовна, учитель начальный классов, МБОУ «СОШ № 5», г. Мыски, Россия.
Мельникова Наталья Михайловна, учитель начальный классов, МБОУ «СОШ № 5», г. Мыски, Россия.

Koroleva Tatiana Viktorovna, primary school teacher, MBOU «Secondary School No. 5», Myski, Russia.
Melnikova Natalia Mikhailovna, primary school teacher, MBOU «Secondary School No. 5», Myski, Russia.

 

ТЕСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ

TEST TECHNOLOGY IS AN EFFECTIVE WAY OF KNOWLEDGE’S MONITORING AND DIAGNOSTIC

 

Аннотация. Статья посвящена тестовой технологии. Дана классификация тестов. Приводятся примеры различных видов тестовых заданий.

Annotation. The article is devoted to the test technology. The classification of tests is given. Examples of various types of test tasks are given.

Ключевые слова: тестовая технология, тест, педагогический тест, тестовые задания.

Keywords: test technology, test, pedagogical test, test tasks.

 

Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, нашли свое отражение и в школе. Сегодня как никогда остро встала проблема качества образования.

Под качеством образования понимают достижение таких результатов, которые обеспечат обучаемым возможность самостоятельного решения их проблем в различных сферах деятельности в современных условиях.

В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся [1].

Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения оказывают тестовые технологии. Тестовые технологии стали довольно актуальными и значимыми в обучении.

Тестовые технологии дают возможность получения объективного результата обучения, оперативности обратной связи, разнообразия способов проверки результатов обучения, удобство получения статистики результатов обучения, необходимой для анализа образовательной ситуации тем самым повышает качество образования [3].

Тест – это система формализованных заданий, по результатам выполнения которых можно судить об уровне развития определённых качеств испытуемого, а также о его знаниях, умениях, навыках.

Педагогический тест – это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

В наиболее популярной классификации тесты можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных, продолжить последовательность, установить соответствие);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

По виду тестовые задания можно классифицировать как тесты с однозначным выбором ответа, тест с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты перекрестного выбора.

Кроме функции контроля тест реализует и другие учебные функции: диагностическую, обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую [2].

Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащимся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания. Объективность тестирования - еще одно из его преимуществ.

Приведём примеры различных видов тестовых заданий, применяемых на уроках в начальной школе.

  • Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

Например. Произведение чисел 23 и 4 равно произведению чисел 4 и 23.

Да. Нет.

  • Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Соедини линиями произведение с жанром, к которому оно относится.

Н. Носов «Карасик»                                                               стихотворение

В. Бианки «Приключения Муравьишки»

Тим Собакин «Песни бегемотов»                                       рассказ

М. Горький «Воробьишко»

К. Паустовский «Барсучий нос»                                           сказка

Б. Заходер «Вредный кот»

  • Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Однородные члены предложения относятся:

а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;

б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;

в) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

  • Задания на установление последовательности требуют от учащегося восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием.

Расположи абзацы так, чтобы получился связный рассказ (абзацы пронумеруй 1,2,3).

Еж.

Через высокие кочки, через лесные открытые поляны идет еж. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает он в нору под старым пнем душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Готовит зимнюю постель...

Скоро придет зима. Накроет его нору снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под теплым пушистым одеялом, хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж. И будет он видеть лесные сны.

Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

(По И. Соколову-Микитову)

  • Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

На планете_____материков. Самый большой______________, а самый маленький_________________. Два материка______________и____________ образуют одну часть света, которая называется______________. На материке____________________две части света____________и__________.

  • Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Впиши правильный ответ:

1. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопрос___________________и называет____________________.

2. Словосочетание - это _________________________________________________.

Тестовые задания вызывают интерес у большинства детей, оказывают стимулирующее действие. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Систематическое использование заданий в тестовой форме содействует улучшению качества знаний учащихся, дает возможность ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, расширять знания.

Список литературы

  1. Гулюгина, М. О. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами: 1-4-е классы [Текст]. / М. О. Гулюгина. – Волгоград : «Учитель», 2008. – 154 с.
  2. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) [Текст]. / А. Н. Майоров. – М. : Народное образование, 2001. – 152 с.
  3. Кабанова, Т. А. Тестирование в современном образовании : учебное пособие [Текст]. / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков. – М. : Высшая школа, 2010. – 384 с.
PDF