ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.012.8

В. П. Густяхина

V. P. Gustayhina

Густяхина Вера Петровна, старший преподаватель, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Gustayhina Vera Petrovna, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

POSSIBILITIES OF USING INTERACTIVE LEARNING METHODS IN TECHNOLOGY LESSONS

 

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования интерактивных методов обучения на уроках технологии. Приводятся конкретные примеры использования интерактивных методов.

Annotation. The article is devoted to the possibilities of using interactive teaching methods in technology lessons. Specific examples of the use of interactive methods are given.

Ключевые слова: деловые игры, игровое проектирование, интерактивные методы обучения.

Keywords: business games, game design, interactive teaching methods.

 

В настоящее время в системе образования получили широкое распространение три формы взаимодействия учителя и ученика: пассивная, активная и интерактивная. Пассивная – это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиняющихся указаниям учителя. Активная – это форма взаимодействия учеников и учителя, в которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Ученики при этом не пассивные слушатели, а активные участники урока. Интерактивная – это форма взаимодействия в режиме беседы, диалога с кем-либо. Данная форма ориентирована на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на преобладание активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей урока. Главными составляющими уроков  с интерактивными методами в образовательном процессе являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учениками. Существенная разница интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, ученик не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [1].

Наиболее популярные интерактивные методы на сегодняшний день это:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие (ролевые и деловые игры);
  • использование общественных ресурсов (приглашённые специалисты, экскурсии);
  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого» и др.);
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;
  • разрешение проблем («Дерево решений», метод ПАТТЕРН и др.);
  • «Мозговой штурм».

Использование интерактивных методов на уроках позволяет сделать их яркими и интересными для детей, повышают мотивацию к обучению, помогают поверить в себя. Может быть, уроки технологии помогут выбрать кому-то профессиональное будущее.

На уроках технологии целесообразно использовать обучающие организационно – деятельностные, ролевые и деловые игры. Ученики получают возможность почувствовать себя в роли представителей различных профессий. Повара, модельеры, конструкторы, ландшафтные дизайнеры, экономисты – это примерный перечень ролей в играх. Особенно это значимо потому,  что профориентация - одна из основных задач уроков технологии. [2].

При использовании групповой работы на уроках технологии отлично подходит игровое проектирование. Одна задача решается разными группами по-разному.

Соревновательный элемент – обязательное условие при игровом проектировании.

Примерами использования интерактивных методов обучения на уроках технологии могут служить следующие формы:

«Дерево решений» – класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Возможно использование на уроках в блоке «Домашняя экономика» «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Возможно использование при изучении темы «Методы и средства проектной деятельности» [3].

Различные виды интерактивного обучения охватывают как теоретическую, так и практическую стороны изучаемого предмета.

Использование интерактивных методов позволяет развивать у учеников логику при принятии различных решений, а также видеть перспективу в той или иной ситуации или задаче.

Список литературы

  1. Интерактивные методы обучения и их классификация [Электронный ресурс]. – URL : http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2013/Pedagogica/5_138923.doc.htm (дата обращения : 24.11.2022).
  2. Интерактивные методы обучения на уроках технологии [Электронный ресурс]. – URL : https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2017/12/15/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-tehnologii (дата обращения : 24.11.2022).
  3. Густяхина, В. П. Использование интерактивных методов обучения на уроках технологии [Электронный ресурс]. / В. П. Густяхина. Текст: электронный // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электронный научный журнал. – 2021. – № 06(75) декабрь. – URL : http://infed.ru/archive/ (дата обращения : 24.11.2022).
PDF