ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Валеева Ирина Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 37.062.1

И. В. Валеева

I. V. Valeeva

Валеева Ирина Владимировна, учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Лицей № 113», г. Новосибирск, Россия.

Valeeva Irina Vladimirovna, teacher of computer science and ICT, MBEI «Lyceum No. 113», Novosibirsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF A MODERN TEENAGER: TRADITIONS AND INNOVATIONS

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены традиции и инновации в формировании ИКТ-компетенции современного подростка.

Annotation. This article discusses the traditions and innovations in the formation of ICT-competence of the modern teenager.

Ключевые слова: информационная компетенция, ИКТ, IT-компетенции, технология, системная подготовка подростка.

Keywords: informational competence, ICT, IT-competences, technology, system training of a teenager.

 

В проекте документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.» одной из ключевых компетенций XXI века называют «владение информационно-коммуникационными технологиями». В данном документе подчеркивается, что «… развитие технологий и стремительная цифровизация нашего мира возводит развитие уровня ИКТ-навыков в ранг приоритетных задач государственной политики во всех странах, в том числе и в России» [1].

Не станет преувеличением утверждение, что сегодня начала системной подготовки подростка в IT-направлении по большей части возложены на общеобразовательные организации (ОО). Современные ОО для реализации этих целей используют широкий инструментарий. Традиционно, формирование IT-компетенций осуществляется как в рамках изучения предметов: информатика, технология, обучением в соответствующем профиле, так и участием в профориентационных воспитательных мероприятиях.

Инновации в формировании IT-компетенции связаны с уходом современной школы от репродуктивных технологий с «субъект – объектными» отношениями. К настоящему моменту актуально смещение вектора образования на личностно ориентированные «субъект – субъектные» отношения, где во главе процесса обучения обозначено сотрудничество всех участников образовательного процесса. Системно-деятельностный подход призван устранить недостатки, возникающие в процессе применения репродуктивных педагогических технологий, вовлечь школьников в процесс, поднять мотивацию обучающихся.

Ребята вместе с учителем определяют тему, ставят цель и формулируют задачи урока, трудятся над разрешением проблемы, а в конце урока проводят критериальное обоснованное самооценивание. Все эти изменения касаются именно технологии проведения урока. Есть ли изменения профориентационного воспитательного компонента? При традиционном подходе организовывались встречи с представителями IT-индустрии. Современная школа сохранила вид мероприятия, полностью обновив формат проведения. Вместо привычных заготовленных монологов с высокой сцены, творческие профориентационные встречи приняли фомат митап. Митап (от англ. meet up – «встречаться») – неформальная встреча специалистов для обсуждения рабочих вопросов и обмена опытом. В таком формате проведенная встреча заставляет задуматься школьников, позволяет в непринужденной обстановке задать интересующие вопросы. Рассказанные подробности высвечивают неожиданные профессиональные нюансы, приведенные примеры показывают трудности, прорисовывают вектор развития.

Следует отметить, что, как не каждый урок может и должен быть непременно деятельностным, так и не каждое мероприятие должно быть в формате митап. И для традиционных технологий сегодня остается место, небольшое, но обоснованно необходимое.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о возможности формирования средствами инновационных технологий, с опорой на крепкие традиции, креативного отношения современного подростка к своему образовательному процессу, к труду и в целом к жизни.

Список литературы

  1. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [Электронный ресурс]. // Сайт ФИРО. – URL : http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения : 29.11.2022).
PDF