СИНКВЕЙН, КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Коновалова Нина Геннадьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 378.146

Н. Г. Коновалова

N. G. Konovalova

Коновалова Нина Геннадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры ФКС, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Konovalova Nina Gennad'evna, М.D., Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

СИНКВЕЙН, КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

CINQUAIN AS A METHOD OF STUDYING ANATOMY BY FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION

 

Аннотация. Цель: рассмотреть возможность использования синквейнов в процессе изучения анатомии студентами факультета физической культуры. Исследование проведено со студентами 1 курса на занятии по теме «Позвоночный столб». Методику применяли в три этапа: 1) учебной группой составили синквейн «Позвоночный столб»; 2) каждый студент составил синквейн, характеризующий отдел позвоночника; 3) обсудили составленные синквейны. Cоставлено шесть синквейнов. Студенты работали с интересом, продемонстрировали знание анатомической терминологии, функции описываемых структур, целостное представление о каждой структуре, позвоночнике в целом, умение работать в команде. Заключение. Синквейн может быть успешно применен при изучении естественных дисциплин.

Annotation. The aim is to consider the possibility of using cinquain in the process of studying anatomy by students of Physical Education’s Faculty. The study was conducted with first year students in a lesson on the «Spinal column» topic. The technique was applied in three stages: 1) the whole group made up the cinquain «Spinal column»; 2) each student made a cinquain characterizing one section of the spine; 3) compiled cinquains were discussed. Students worked with interest, demonstrated knowledge of anatomical terminology, the described structures’ functions, a holistic view of each structure, the spine as a whole, and the ability to work in team.

Ключевые слова: студенты, методический прием, синквейн, анатомия.

Keywords: students, methodological technique, cinquain, anatomy.

 

Актуальность. Жизнь в последние десятилетия стремительно менялась. Информация стала доступной, даже избыточной, однако, бессистемной и не всегда достоверной. В этих условиях у студентов факультетов физической культуры, особенно, у студентов младших курсов мотивация к детальному изучению теоретических дисциплин часто заменяется стремлением быстро найти ответы в интернете. К таким предметам относится и анатомия. В то же время, знание предмета, творческое применение полученного знания - фундамент для освоения прикладных дисциплин, для формирования системных представлений о строении и движении человеческого тела. Оно необходимо в работе преподавателя физической культуры, тренера. Следовательно, необходимы педагогические технологи, полностью исключающие поиск ответов в интернет и предполагающие вдумчивое участие студента в поиске решения поставленной задачи.

Получение профессионального образования сегодня предполагает не только набор определенных знаний, но интеллектуальное и творческое развитие студента, гармонизацию работы обоих полушарий головного мозга; решение нестандартных учебных задач. Это достигается использованием образовательных технологий, включающих в работу левое и правое полушария [1, 2]. Использовать такие технологии необходимо с первого курса, чтобы студенты с первых дней обучения понимали: от них требуется осмысленное применение знаний, а не поиск готовых ответов в телефоне.

В современной педагогике все более популярным становится синквейн. Его используют в работе с дошкольниками для развития речи [3, 4, 5], в школе – для развития мышления [2]. Он популярен, как интерактивный метод обучения иностранному языку [6]. Появились работы, анализирующие опыт применения синквейна для закрепления и контроля знаний прикладных дисциплин в профессиональном образовании [7, 8, 9], для исследования отношения к своей инвалидности лиц с ограниченными возможностями здоровья [10].

Цель настоящего исследования: рассмотреть возможность использования методики составления синквейнов в процессе изучения анатомии студентами факультета физической культуры.

Материал и методы. Исследование проведено со студентами 1 курса факультета физической культуры, экологии и природопользования Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета в сентябре 2022 года на итоговом занятии по теме «Позвоночный столб».

Синквейн – это белый стих из пяти строк. Он был создан американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века под влиянием традиционной японской поэзии и как поэтическая форма состоял из 22 слогов, расположенных в следующем порядке: два - первая строка, четыре – вторая, шесть – третья, восемь – четвертая и два слога – пятая строка. Современный синквейн имеет много поэтических разновидностей, но учителя стали активно использовать дидактический синквейн [11].

Синквейн, как дидактический прием разработан Д. Халперн, Ч. Темпл, К. С. Мередит. Он стимулирует развитие способности к обобщению, краткому представлению сложных идей, вещей, чувств, требует от автора вдумчивой рефлексии. Его главное отличие от поэтической формы заключается в отсутствии подсчета слогов, оставляя, однако, неизменной смысловую заданность каждой строки [12].

Таким образом, дидактический синквейн основан на синтаксической связи слов каждой строки.

Первая строка – тема – предмет, о котором пойдет речь. Как правило, это одно слово, существительное или местоимение. При изучении анатомии в нашей практике первая строка иногда включает два слова в соответствии с анатомической номенклатурой, например: позвоночный столб, вращательная манжета, тазовый пояс...

Вторая строка описывает признаки и свойства объекта и включает два-три прилагательных или причастия.

Третья строка характеризует действия объекта при помощи двух-трех глаголов или деепричастий.

Четвертая строка выражает личное отношение автора к предмету. Это может быть короткая фраза, или одно-два слова.

Пятая строка – заключение - одно-два слова, подводящие итог всему повествованию.

Применение описанной методики по теме «Позвоночный столб» проходило в три этапа, на каждый из которых было выделено по 10 минут. На первом этапе студентам напомнили, что такое синквейн. Все вместе, учебной группой составили синквейн «Позвоночный столб», при этом преподаватель напоминал требования к каждой строке, после чего поступали предложения по ее формированию; выбиралась версия, которая, по общему мнению, наиболее емко и точно отражала суть понятия.

На втором этапе студенты получили задание самостоятельно составить синквейны, характеризующие каждый отдел позвоночника, акцентируя внимание на особенностях строения и функции шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.

Третий этап – представление и обсуждение составленных синквейнов, внесение дополнений, замен с учетом предложений коллектива.

Результаты. В процессе работы было составлено 5 индивидуальных и один общий синквейн, которые представлены ниже.

  • Позвоночный столб
    Надежный, крепкий, подвижный
    Держит, защищает, соединяет
    Опора человека
    Ось тела
  • Шейный отдел
    Небольшой, подвижный, особенный
    Прикрепляет, вращает, защищает
    Держит голову
    Хрупкий
  • Грудной отдел
    Малоподвижный, сочленяется с ребрами
    Защищает, соединяет
    Дружелюбный
    Длинный
  • Поясничный отдел
    Пятипозвонковый, крепкий, крупнотелый
    Гнется, не вращается, амортизирует
    Амортизация человека
    Большие позвонки
  • Крестец
    Малоподвижный
    Пять гребней
    Пять сросшихся крестцовых позвонков
    Треугольная кость
  • Копчик
    Маленький, травмоопасный
    Защищает, болит
    Точка крепления мышц
    Завершает позвоночный столб.

Когда студентам было впервые предложено составлять синквейны на занятиях по анатомии, в них чувствовалась некоторая нерешительность и робость, боязнь неуспеха. Они впервые работали с такой формой контроля усвоения материала, сами не имели опыта сочинения стихов, многие были далеки от поэзии, поскольку все свободное время посвящали спортивным тренировкам. Однако после первых попыток работы всей группой построчно у них появился живой интерес. Ребята предлагали свои термины, на их взгляд, наиболее точно описывающие отделы позвоночника, спорили. Самостоятельные синквейны составляли с энтузиазмом, те, кто закончил работу раньше, предлагали свою помощь тем, кто еще думал. В процессе обсуждения готовых синквейнов вновь шло конструктивное обсуждение некоторых строк. Причем, авторы иногда соглашались, а иногда – отстаивали свое видение.

Обсуждение. Приступая к этой работе, мы предполагали, что использование методики составления синквейна на этапе зачета по теме поможет студентам выделить общие характеристики анатомической структуры и уникальные особенности каждой ее составляющей. Результаты оказались значительно шире.

Составление синквейна решает ряд дидактических задач. Прежде всего, появляется интерес к предмету. Изучаемый материал приобретает положительную эмоциональную окраску. Известно, что наличие интереса к предмету не только мотивирует обучающегося к изучению, но делает сам процесс усвоения материала более эффективным. Не зря формирование мотивации к обучению сегодня привлекает внимание педагогов на всех ступенях образования, включая профессиональное [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Что касается профессионального образования и, в частности, анатомии, составляя синквейн, студенты выделяют в анатомической структуре уникальные элементы и функции, объединяют характерные признаки, кратко излагают изученную информацию. Все это полезно для знания анатомии, поскольку именно в этом предмете, изобилующем мелкими подробностями, деталями и вариантами строения, которые, выучив в течение одного семестра, сохранить в памяти на всю оставшуюся жизнь, конечно, утопично. Но составить четкое, осмысленное представление о строении и движении человеческого организма; знании, куда можно обратиться при необходимости детализации знаний необходимо.

Составление синквейна предусматривает умение найти в информационном материале общее, характерное для всех аналогичных анатомических структур, выделить уникальные элементы, присущие именно описываемой конструкции, отметить их функцию в организме, сформулировать вывод и подвести итог одним словом. Выполнение подобных заданий полезно для выработки способности к анализу.

Умение студента составлять синквейны по изученным темам свидетельствует о высокой степени владения учебным материалом, показывает знание учебного материала; возможность выделять наиболее характерные особенности изучаемой структуры; умение применять полученные знания для решения новой для него задачи. Все это стимулирует развитие интеллектуальных, творческих, образных способностей [8].

Работая самостоятельно, в парах и группах, студенты учатся вести конструктивный диалог, полилог, что тоже важно для педагога. Синквейн – рефлексивно-сотворческий инструмент обучения. Он учит работать в команде, слышать партнеров и оппонентов, самому говорить так, чтобы быть услышанным.

Нельзя не учитывать того, что для успешного решения профессиональных задач педагог должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями [9, 10, 11], формированию которых, безусловно, способствует составление белых стихов.

Синквейн является действенным инструментом для обобщения информации, идей и понятий, эффективным способом генерализации информации и контроля словарного запаса. Он получил широкое распространение в методике преподавания иностранных языков, формирования речи детей.

Коллеги представили успешный опыт применения синквейна для контроля знаний по анатомии в медицинском вузе, где предлагали студентам заполнять неполный синквейн. Были получены хорошие результаты [12]. Аналогичный успешный опыт проверки знаний студентов описан в нефтегазовой области, где акцент был поставлен на четкое знание профессиональной терминологии и назначения оборудования [13, 14].

Но, мы полагаем, что сама форма дидактического синквейна задает достаточно четкие рамки, которые помогают студентам самостоятельно составлять стихотворные формы на заданные темы, демонстрируя знание особенностей строения анатомической структуры, ее функции и понимание ее уникальной роль в организме. Более того, предоставление студентам большей самостоятельности стимулирует их мышление, развитие творческих способностей, включение правого полушария, поскольку требуется не просто перечисление анатомических структур с функциями, но в четвертой строке краткое описание целостного образа [2].

Заключение. Дидактический синквейн, как учебная деятельность, включает демонстрацию знания, элементы игры и творчества: создание своеобразной химеры из логического понятия, заключенного в первых трех строках, в образ, заключенный в последних строках, включая в совместную работу правое и левое полушария мозга.

Синквейн чаще применяют при изучении знаний иностранного языка, но, как показали исследования, включая наше, он может быть успешно применен при изучении естественных дисциплин.

Список литературы

  1. Левашов, О. В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга [Текст]. / О. В. Левашов. // Асимметрия, 2012. – Т. 6. – № 4. – С. 40-50.
  2. Толмачева, Е. Ю. Использование синквейна для развития креативности на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст]. / Е. Ю. Толмачева // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве. Сб. мат. Международной научно-прак. конф. – Елец, 2021. – С. 198-201.
  3. Крамарева, И. Е. Использование дидактического синквейна в развитии лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень) [Текст]. / И. Е. Крамарева. // Традиции и новации в дошкольном образовании, 2018. – № 1 (1). – С. 94-97.
  4. Кувшинова, И. А. Развитие речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «синквейн» [Текст]. / И. А. Кувшинова, З. А. Репникова, О. А. Карапетова, Т. Н. Галимзянова. // Современные проблемы науки и образования, 2018. – № 6. – С. 167-168.
  5. Бекешева, И. С. О возможности использования синквейна для формирования и развития критического мышления в процессе обучения теме «многогранники» [Текст]. / И. С. Бекешева, О. В. Бобылева. // Методист, 2018. – № 6. – С. 45-47.
  6. Павлюковец, М. А. Использование синквейна и попс-формулы как интерактивных методов обучения английскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов-лингвистов [Текст]. / М. А. Павлюковец, П. В. Пантюхова. // Науковедение, 2014. – № 1 (20). – С. 103-107.
  7. Насонова, О. О. Метод синквейна в обучении иностранных языков как инструмент формирования учебно-познавательной компетенции студентов [Текст]. / О. О. Насонова, И. С. Шумакова // Научные труды SWorld, 2016. – Т. 6. – № 1 (42). – С. 79-82.
  8. Середина, В. В. Синквейн как активный метод обучения [Текст]. / В. В. Середина. // Наука, технологии, инновации для развития экономики и общества. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В. Е. Михайлова. – Омск, 2021. – С. 68-73.
  9. Куулар, Л. Л. Синквейн метод – средство реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ [Текст]. / Л. Л. Куулар, М. П. Куликова. // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 3. – 250 с.
  10. Мальцева, С. М. Метод синквейнов в преподавании философии в ходе формирования универсальных компетенций студентов вуза [Текст]. / С. М. Мальцева, Е. В. Грязнова. // Инновации в образовании, 2022. – № 4. – С. 75-81.
  11. Корнеева, А. А. Дидактический синквейн как средство самовыражения и развития творческих способностей студентов [Текст]. / А. А. Корнеева, Ю. А. Маховых, О. Н. Головко. // Техносфера XXI века. Мат. 3-й Всеросс. конф. молодых ученых. Под ред. Г. А. Сигора, 2018. – С. 106-108.
  12. Чепурненко, М. Н. Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе [Текст]. / М. Н. Чепурненко, Д. А. Чепурненко. // Проблемы и перспективы развития образования. Мат. XI Международной научной конф., 2019. – С. 23-27.
  13. Щеголева, А. В. Использование синквейн-технологии для активизация лексического материала по теме «военно-воздушные силы» [Текст]. / А. В. Щеголева. // Аллея науки, 2018. – Т. 2. – № 6 (22). – С. 966-970.
  14. Миклина, О. А. Применение дидактического синквейна для изучения профессиональной терминологии вводной дисциплины нефтегазовой тематики [Текст]. / О. А. Миклина, О. М. Корохонько. // Булатовские чтения, 2021. – Т. 2. – С. 275-276.
PDF