РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Дорофеева Ольга Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

37.018

О. С. Дорофеева

O. S. Dorofeeva

Дорофеева Ольга Сергеевна, старший преподаватель, кафедра технологического образования, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь.

Dorofeeva Olga Sergeevna, senior lecturer, Department of technological education, Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin, Mozyr, Belarus.

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА

DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN A POST-INDUSTRIAL SOCIETY

 

Аннотация. В статье анализируются перспективы развития системы образования в условиях постиндустриального общества, увеличении значимости информационных ресурсов и теоретического знания как базовых составляющих социально-экономического прогресса. Актуализируется значение системы образования в формировании социокультурной реальности, социально-экономических отношений, основанных на высокоинтеллектуальном труде и профессиональной самореализации человека.

Annotation. The article analyzes the prospects for the development of the education system in a post-industrial society, increasing the importance of information resources and theoretical knowledge as the basic components of socio-economic progress. The importance of the education system in the formation of socio-cultural reality, socio-economic relations based on highly intellectual work and professional self-realization of a person is updated.

Ключевые слова: система образования, постиндустриальное общество, теоретическое знание, интеллектуальные способности, качество образования, развитие личности.

Keywords: education system, post-industrial society, theoretical knowledge, intellectual abilities, quality of education, personality development.

 

Система образования, как социальный институт ответственный за формирование основных социальных конструктов личности, осуществляет регулирующую функцию по отношению к изменяющимся условиям развития общества и системы общественных связей; определяет формы социокультурных взаимодействий, ценностно обусловленную ориентацию саморазвития и самореализации личности в социокультурных, финансово-экономических взаимодействиях. В условиях изменения движущих сил социально-экономического развития и общезначимых способов взаимодействия, связанных с установлением постиндустриального типа общественных отношений, система образования неизбежно должна решать проблемы приведения всех образовательных уровней и структурных элементов системы в соответствие с требованиями постиндустриального общества, развивающейся постиндустриальной культуры.

Развитию постиндустриального типа общественных отношений в значительной степени способствовало увеличение значимости информационных ресурсов и теоретического знания как конвертируемых ценностей и базовых составляющих социально-экономического прогресса. Важным фактором также можно считать изменения в оценке личностью своего прогнозируемого будущего, преобладании в личностном контексте «целерационального действия» (М. Вебер), «характеризующегося ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение» [5, с. 259].

Развивающаяся в конце ХХ в. «коммуникативная революция» (А. М. Новиков [4]) открыла доступ к теоретическому знанию, многократно увеличив скорость обращения информации и ее взаимообмен. Возможность использования новых информационных ресурсов повлияла на формирование нового продуктивного мышления, развитие личностного творческого потенциала; «обретение обществом в целом новых степеней свободы» [3, с. 21], что обусловило прогрессивное развитие социально-экономических отношений, более демократичных и динамично развивающихся общественных формаций. Сложились наилучшие условия для прогрессивного развития всех форм социальной практики, научного творчества, культуры, образования.

Как отмечает Д. Белл, основатель теории постиндустриального общества, «главным... стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные своды символов, которые... могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта» [1, с. 25]. Приоритет знания, динамики его использования и «доступности для многих» составляет основу концепции постиндустриального общества. «Постиндустриальное общество развивается сегодня на основе всемерного использования потенциала, заключенного в прогрессе теоретического знания» [1, с. 29]. Усиление значения информации и теоретического знания в формировании нового типа социально-экономических отношений, использование личностных достижений в области научного знания в качестве стратегического производственного ресурса скоординировало ценностные ориентиры общества в отношении «ресурса образования». «В результате образование превратилось в важнейшую социальную ценность, сформировались принципы меритократии, возник новый класс, который условно можно назвать «классом интеллектуалов», радикально изменилась мотивация деятельности современного работника и т.д.» [3, с. 13].

Формирование понятия о знании как форме конвертируемого капитала, ценности не абстрактного характера, имеющей практическое применение, возможность развития и специализации в контексте отдельной личности или практической задачи, влияния на состояние экономической конъюнктуры общества и благосостояние его обладателя изменяет отношение к потенциалу образования, его организационным и содержательным компонентам. Регулируемая, собственная стратегия развития и личные инвестиции в образование становятся нормой образовательного пути человека. В этом процессе создаются «не столько предпосылки размывания границ науки как сравнительно автономной сферы общественной жизни, сколько условия радикального реформирования хозяйственной практики и кристаллизации социальной структуры, адекватной постиндустриальному обществу» [3, с. 13].

Характерным признаком развивающихся социально-экономических отношений постиндустриального типа является необходимость систематизации и концентрации научного знания с одновременным взаимопроникновением, синтезом различных его аспектов и направлений с целью объединения усилий для решения глобальных вопросов человечества. Гипотетический поиск подобных решений и создание новых высокотехнологических проектов их реализующих, использующих синтезированные знания различных областей науки, неизбежно повышает требования к уровню подготовки человека и его профессиональной квалификации. При этом актуализируются его способности к синтезированию знания на основании разрозненных данных, использование интеллектуальных и созидательных способностей как неотъемлемой части его профессиональной компетенции. В общей структуре рабочей силы происходит смещение в направлении наибольшей востребованности людей с высоким уровнем интеллекта, культуры, квалификации; именно эти люди создают классовую интеллектуальную элиту общества, формирующую свой уровень дохода уникальными личностными достижениями, наиболее продуктивными трудовыми навыками, способностями, выдвигающими конкретную личность в наиболее значимую область профессиональной самореализации. «Именно интеллектуальные способности человека и качество его образования в значительной мере определяют в постиндустриальном обществе уровень его доходов и социальный статус» [3, с. 14].

С увеличением доли научного знания и систематизированной информации в развитии новых бизнес проектов, привлечения для их реализации высококвалифицированного и интеллектуального ресурса работников, происходит не только увеличение устойчивой финансовой прибыли без значительных начальных капиталовложений той и другой стороны, но и перераспределение финансовых потоков, в том числе межгосударственного уровня, в область финансового влияния класса интеллектуалов, инвестирующих в дальнейшее развитие научно-практических синтезированных проектов. «Формирование «класса интеллектуалов» ‑ это важнейшее следствие новой роли науки в современном обществе» [3, с. 15].

Безусловно, положительным результатом развития постиндустриального общества является формирование новых ценностных позиций общества, ориентированных на научное знание; консолидация общества на основе прогресса науки и технологий, с опорой на «новый «центр устойчивости»..., представленный высокообразованными людьми, вовлеченными в разнообразные сферы деятельности, воспринимающими ценности научного менталитета, но ориентированными на результаты, полезность которых непосредственно ощущает общество в целом» [3, с. 19]. Возникают условия для развития новых научно-технологических проектов, но и нового уровня социально-экономического противостояния, расслоения общества, основанием которого является переориентация трудовых ресурсов на более технологичные производственные направления, сокращение количества занятого в нем трудоспособного населения, для которого не предлагается альтернативных решений.

Психологический аспект деструктивных явлений в развитии постиндустриального общества развивается в осмыслении проблемы «асоциализации», снижении значимости традиционной культуры в консолидации общества и сохранения его культурной целостности; «деонтологизация деятельности» (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов), преумноженная «деперсонализацией общения, чревата весьма неприятными последствиями, которые необходимо заранее предусмотреть и осмыслить» [2, с. 38].

Данные проблемы, неизменно сопровождающие научно-технологическое развитие человечества нуждаются в переосмыслении и выдвижении новых решений, способных корректировать регрессирующие состояния общества, вызванные потерей или неустойчивостью трудовой занятости человека, его профессиональной самореализации. В гипотетических утверждениях, выдвигаемых современной наукой, в качестве основного инструмента регулирования данных проблем предлагается рассматривать ресурсы института образования, «обеспечение максимально свободного доступа к образованию»…, «в современных условиях государственные инвестиции в образование гораздо более целесообразны, чем вложения в научные разработки» [3, с. 20]. Именно в образовании может быть обеспечено комфортное для человека вхождение в постиндустриальную культуру отношений, в ее систему ценностей, перспектив и рисков развития.

Система образования, как никогда ранее, оказывается вовлеченной в инновационные социально-экономические процессы, в которых формируются «внутрисистемные» условия реформирования, которые можно рассматривать как потребности самой системы, усиленные частными практическими наработками и навыками, альтернативными методическими системами и технологиями. Впервые за последние десятилетия возвращается положительный статус педагогической профессии и системы образования в целом.

Актуализация современного образования как саморазвивающейся системы, поиск его новых форм, соответствующих динамике общественных процессов предполагает, прежде всего, внесение изменений в его концептуальные основы, актуализацию таких качеств системы образования, как динамичность и интегративность, быстрое реагирование на изменение содержания социального запроса и качество результата образования; ориентацию на развитие потенциальных возможностей человека как субъекта высокотехнологичной деятельности; сохранения в этом процессе исходных ценностных оснований и основополагающих установок образования и воспитания.

Поиск адекватной модели образования реализуется в попытке построения системы, ориентированной на развитие уникальных качеств личности, усиление значения индивидуальности образовательного пути для каждого человека, аксиологической значимости человека как источника преобразовательного действия. Система образования, как социальный институт, форма общественного сознания, базисное звено культуры предпринимает попытки формирования нового, более широкого понимания ценности мира, культурного человека, заменяя понятие «единственно верного представления о мире» и утверждении его при подавлении всех прочих, на понимание неоднозначности существующих его оценок, признание возможности многоуровневого прочтения мира и множественности представлений о нем, признание их своеобразия и самоценности, возможности диалога и взаимопонимания между носителями различных представлений.

В образовании эта тенденция реализуется в уходе от единой модели культурного образованного человека к пониманию значимости принципов диалогизма, поликультурности, интегративности образования; к возможности установления множественных целей образования, возможности их достижения в индивидуальной для каждого системе. Это позволит сформировать систему образования, ориентированную на развитие потенциальных качеств человека, его уникальных способностей; реализацию его потребностей в самоактуализации; создаст предпосылки появления самоактуализирующегося человека, относительно независимого, формирующего свой образовательный и культурный профиль, соответствующий требованиям социальной практики развивающейся постиндустриальной культуры.

Список литературы

  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования [Текст]. / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – Москва : Academia, 1999. – 785 с.
  2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – Москва : Тривола, 1994. ‑ 304 с.
  3. Иноземцев, В. Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности [Электронный ресурс]. / В. Л. Иноземцев. // Российский химический журнал, 1999. ‑ № 6. ‑ URL : 13.pdf (msu.ru) (дата обращения : 30.10.2022).
  4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст]. / А. М. Новиков. – Москва : Эгвес, 2008. – 136 с.
  5. Социология: Энциклопедия [Текст]. / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин [и др.]. – Минск : Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
PDF