ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Киселева Татьяна Владимировна , Дорошенко Анатолий Григорьевич , Гагельганц Артур Андреевич

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377.35

А. А. Гагельганц, А. Г. Дорошенко, Т. В. Киселева

A. A. Gagelgants, A. G. Doroshenko, T. V. Kiseleva

Гагельганц Артур Андреевич, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр «Меридиан», г. Новокузнецк, Россия.
Дорошенко Анатолий Григорьевич, к.п.н., доцент, руководитель детского технопарка «Кванториум», заместитель директора по образовательной деятельности, МБУ ДО «Центр «Меридиан», г. Новокузнецк, Россия.
Киселева Татьяна Владимировна, преподаватель, ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В. А. Волкова», г. Новокузнецк, Россия.

Gagelgants Artur Andreevich, teacher of additional education, MBI AE «Center «Meridian», Novokuznetsk, Russia.
Doroshenko Anatoliy Grigorievich, candidate of sciences, associate professor, head of the children's technopark «Quantorium», deputy director for educational activities, MBI AE «Center «Meridian», Novokuznetsk, Russia.
Kiseleva Tatyana Vladimirovna, teacher, SPEI «Kuznetsk technical school of service and design named after Volkova V. A.», Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам профессионального образования в России и Германии. Рассмотрены современные тенденции профессионального образования в этих странах, существующие проблемы и подходы к их решению. Отражены изменения в системе профессионального образования в России и его особенности в Германии.

Annotation. The article is devoted to the issues of vocational education in Russia and Germany. The current trends of vocational education in these countries, existing problems and approaches to their solution are considered. Changes in the system of vocational education in Russia and its features in Germany are reflected.

Ключевые слова: профессиональное образование, техническое образование, дуальные программы.

Keywords: vocational education, technical education, dual programs.

 

Последние десятилетия, как в мире, так и в Российской Федерации характеризуются переосмыслением значения профессионального образования. Во многом это связано со стремительными изменениями технологий, как в промышленном секторе, так и в социальной сфере, управлении и медиапространстве. Все эти изменения оказывают глобальное влияние на развитие национальных экономик и их инновационного потенциала. Разрыв между потребностями экономики в профессиональных кадрах и системой их подготовки волнует органы управления образованием в большинстве стран мира. И наиболее ярко этот разрыв проявляется в инженерном образовании [2, 4]. Каждое государство по-своему пытается решить эту проблему. Рассмотрим подходы к решению этого вопроса, в частности, на примере профессионального образования (ранее СПО) в таких странах как Россия и Германия.

Как отмечает в своих научных трудах профессор А. Н. Лейбович: «Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [5]. В Российской Федерации за последнее десятилетие произошли существенные перемены в системе профобразования. Этому способствовал целый ряд событий [1, 6, 7]:

  1. Изменение финансирования системы СПО в 2012 году. Эта функция была передана с федерального уровня на региональный, что отразилось на системе подготовки кадров.
  2. Включение России в Чемпионат профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WoridSkills. Участие в этом международном движении способствовало развитию материально-технической базы организаций профобразования, повышению уровня педагогического мастерства педагогических кадров и улучшению финансирования техникумов и колледжей.
  3. В ноябре 2015 года был утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50) и на его основании утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС СПО) по профессиям и специальностям ТОП-50.
  4. Для того, чтобы выпускники техникумов и колледжей умели применять полученные знания и умения на практике и быстрее проходили адаптацию на рабочих местах после окончания учебы, в 2017 году появилась новая форма итоговой аттестации – демонстрационный экзамен. Теперь студенты обязаны не только написать выпускную работу, но и продемонстрировать приобретенные знания и умения.
  5. Для повышения квалификации и приобретения цифровых навыков, а также возможности получения профессионального образования на протяжении всей жизни в 2019 году создаются Центры опережающей профессиональной подготовки. В их задачи входит обеспечение взаимодействия между организациями профобразования, рынком труда и экономическими отраслями. Они собирают запросы на навыки и компетенции, реализуют образовательные курсы или передают информацию о необходимости подготовки тех или иных специалистов.
  6. Старт в 2022 году Федерального проекта «Профессионалитет», задачей которого является – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям. В рамках проекта планируется создание образовательно-производственных центров (кластеров), которые представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. Проект ориентирован на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с работодателями.

Все это, наряду с высоким спросом на рабочие профессии явилось причиной роста интереса к профессиональному образованию. По данным Минпросвещения РФ на данный момент в колледжах России учится 3,5 млн. студентов и реализуется 551 образовательная программа, 83 % студентов обучаются по программам подготовки специалистов среднего звена, а остальные готовятся стать квалифицированными рабочими и служащими.

В отличие от России в Германии есть определенные особенности в получении профессионального образования. Германия, является страной, в которой исторически сложилась ее лидирующая роль в развитии промышленности в Европе. Уже примерно с XVII века в Германии существует техническое образование, которое готовит специалистов, отличающихся всесторонней подготовкой. Сегодня немецкое образование технического профиля пользуется повышенным спросом не только у местных жителей, но и у иностранцев. В целом систему образования в ФРГ можно представить в виде схемы (рис. 1), которая отражает ее различные уровни.

В зависимости от того, какую школу окончил ученик, у него есть различные варианты дальнейшего профессионального образования.

Основным достоинством профессионального обучения в Германии являются так называемые дуальные программы, которые устраняют основной недостаток традиционных форм и методов обучения – разрыв между теорией и практикой. Благодаря единственному в своем роде сочетанию теории и практики при подготовке рабочих, а также широкому участию и поддержке немецкой экономики, система профобразования Германии создает учащимся наилучшие предпосылки для успешного профессионального будущего [3].

Особенность дуальных программ заключается в том, что часть обучения учащийся проходит в профессиональной школе или вузе, где ему читают теорию, а часть – непосредственно на производстве. Даже если программа получения технического образования в Германии не является дуальной, в учебный план обязательно входят стажировки на производствах, где студенты могут применить полученные знания. Это удобно для подготовки специалистов, планирующих в дальнейшем работу на производстве. После получения дуального образования у ученика очень высокие шансы на получение рабочего места.

Получение профессионального образования в Германии можно проиллюстрировать следующим примером.

Чтобы получит техническую профессию, необходимо найти фирму, c которой заключается договор на обучение. Часто требуется поработать несколько дней бесплатно, чтобы показать свои способности. Если фирма соглашается, то с учеником заключается договор либо на весь срок обучения, либо только на один год, с продлением договора при хорошей учёбе. Срок обучения зависит от профессии. Ученик ходит в профессиональную школу, где его обучают теории и практике в его профессии. Параллельно он работает в фирме, в те дни, в которых у него нет школы и когда в школе каникулы. Обычно, в первое время, ученики много времени проводят в школе и мало на работе в фирме. К концу обучения ситуация меняется – всё меньше школы и больше работы в фирме. У ученика в среднем 30 дней отпуска в году, которые он может себе взять в фирме. За работу фирма платит ученику определённую сумму, которая указана в договоре. Эта сумма обычно с каждым годом увеличивается, так как ученик каждый год всё больше работает и приносит фирме больше пользы. Зарплата ученика составляет примерно 1/3 от того, сколько он будет получать после обучения. Школа, в которой ученик обучается, государственная и бесплатная. В школе ученик учит всё, что необходимо для профессии, как в теории, так и на практике. В конце года школа выдаёт оценки за тесты, которые проводятся по всем предметам за весь год. Эти оценки передаются в фирму и если они плохие, то договор может быть расторгнут. В конце обучения необходимо сдать экзамен в промышленной палате и набрать необходимое количество баллов. Тогда выдаётся документ, который даёт право работать в определённой профессии. После успешного обучения, у ученика есть шанс получить рабочее место в той фирме, где он обучался или устроиться в другую фирму.

Плюсы такого вида обучения: ученик с самого начала готовится к работе в фирме и знакомится со всеми процессами; если есть свободное место, он может устроится в той же фирме, где обучался; за обучение не надо платить, наоборот оно оплачивается фирмой.

Минусы – это то, что обучение может длиться долго, а фирмы могут использовать учеников как дешевую рабочую силу.

Резюмируя вышеизложенное, можно выделить основные особенности реализации технического профессионального образования в Германии:

  • подготовка выпускников по рабочим специальностям происходит с учетом реальных потребностей рынка труда;
  • подготовка специалистов ведется без разрыва между теорией и практикой;
  • осуществляется тесное взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями;
  • подготовка осуществляется преимущественно путем реализация дуальных программ, т.е. часть обучения проходит в образовательной организации, а часть – непосредственно на производстве.

В заключение можно отметить то, что системы профессионального образования в России и Германии отличаются по сути. Однако, перемены происходящие в профобразовании России также направлены на усиление практической подготовки студентов, понимается важность и востребованность этого уровня образования. Эта система позволяет быстрее осваивать профессию без поступления в вуз, что экономит время и позволяет иметь более высокую заработную плату на старте карьеры, чем у студента или выпускника вуза.

Список литературы

  1. Андрейченко, З. М. Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 в профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс]. / З. М. Андрейченко. – URL : https://www.informio.ru/publications/id3203/Vnedrenie-FGOS-SPO-po-TOP-50-v-professionalnoi-obrazovatelnoi-organizacii (дата обращения : 22.11.2022).
  2. Иванов, В. Г. Инженерное образование для «гибкого, жизнеспособного и стабильного общества» [Текст]. / В. Г. Иванов, А. А. Кайбияйнен, И. М. Городецкая. // Высшее образование в России, 2015. – № 12. – С. 60-69.
  3. Марчук, Е. В. Современное состояние начального профессионального образования и рынка труда в России и Германии [Текст]. / Е. В. Марчук. // Альманах современной науки и образования, 2008. – № 4 (11): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 148-150.
  4. Маслов, В. И. Роль образования в современном мире [Текст]. / В. И. Маслов. // Век глобализации, 2013. – № 2 (12). – С. 83-92.
  5. Профессиональное образование /А.Н. Лейбович: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональное_образование. Дата доступа: 24.11.2022.
  6. Долгова, Н. Современная система среднего профессионального образования в России [Электронный ресурс]. / Н. Долгова. – URL : https://education.forbes.ru/authors/srednee-professionalnoe-obrazovanie. (дата обращения : 22.11.2022).
  7. Федеральный проект «Профессионалитет» [Электронный ресурс]. – URL : https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/. (дата обращения : 24.11.2022).
PDF