СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»

30 января 2023 г.

Авторы: Астрейко Елена Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377

Е. С. Астрейко

E. S. Astreiko

Астрейко Елена Сергеевна, к. п. н., доцент, кафедра педагогики и психологии, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина», г. Мозырь, Беларусь.

Astreiko Elena Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin, Mozyr, Belarus.

 

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

NETWORK INTERACTION AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития учреждения среднего специального образования. Описывается разработанный и реализованный на практике проект «Взаимодействие учреждений высшего и среднего специального образования с использованием инновационных форм (сетевого ресурсного центра)», направленный на разработку, научное обоснование и практическую апробацию модели сетевого взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учреждений высшего и среднего специального образования.

Annotation. The article is devoted to the problem of development of institutions of secondary specialized education. The project «Interaction of institutions of higher and secondary specialized education using innovative forms (network resource center)», developed and implemented in practice, is described, aimed at developing, scientific substantiation and practical testing of a model of network interaction in the virtual educational space of institutions of higher and secondary specialized education.

Ключевые слова: взаимодействие, инновационные формы, учреждение высшего образования, учреждение профессионального образования, учреждение среднего специального образования.

Keywords: interaction, innovative forms, institution of higher education, institution of vocational education, institution of secondary specialized education.

 

Целевые установки государственной образовательной политики позволили определить приоритетные направления в области современного образования. Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая сохранена и успешно функционирует.

На основе применения современных технологий и методов обучения изменяется роль преподавателя. Он становится не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студентов, способствует выработке у них рациональных способов поиска в информационном потоке. Процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия не только преподавателя и студента, но и учебных заведений в целом [1, с. 182].

Преподаватели учреждений высшего образования (УВО) с целью профориентационной работы посещают средние специальные учреждения образования, на которых знакомят обучающихся с правилами приёма в УВО, направлениями подготовки и специальностями, формами и условиями обучения и дальнейшем трудоустройстве. Представление УВО сопровождаются показом видеороликов, презентаций и рекламных буклетов об университете и основных направлениях подготовки.

При помощи виртуальной образовательной среды будущим абитуриентам предоставляется возможность оперативного получения информации о жизни учреждений образования, о специфике работы различных подразделений УВО, о планируемых и проведённых мероприятиях (встречах, праздниках, спортивных соревнованиях и т. п.).

Посредством интернет-сайта осуществляется система дистанционного общения с субъектами образовательного процесса. Хорошо зарекомендовали себя информационно-коммуникационные технологии: сотовая связь, интернет-консультации, видео-практикумы, видеоконференции, общение по электронной почте, использование личной веб-страницы.

Одной из эффективных форм взаимодействия является организация совместных проектов, в которых принимают участие педагоги, учащиеся, как учреждений высшего, так и среднего специального образования.

На основе организации сетевого взаимодействия с целью повышения качества образования в УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина» и в УО «Мозырский государственный политехнический колледж» в рамках реализации магистерского исследования М. А. Барабановой был разработан проект «Взаимодействие учреждений высшего и среднего специального образования с использованием инновационных форм (сетевого ресурсного центра)». Проект был направлен на разработку, научное обоснование и практическую апробацию модели сетевого взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учреждений высшего и среднего специального образования.

Практически все педагоги колледжа (81 %) приняли участие во внедрении технологии мобильного обучения, что позволило создать мобильную информационно-образовательную среду учреждения образования, обеспечило рост положительной мотивации учебной и внеучебной деятельности учащихся, улучшило результаты их учебной деятельности, ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

На сетевом уровне разрабатывались перспективные программы подготовки и повышения квалификации преподавательского состава и администрации образовательных учреждений; организовывались занятия, проведены мастер-классы и тренинги; активно привлекались работники к процессу сетевого взаимодействия.

В период реализации проекта были проведены:

  • тренинги с педагогическими коллективами учреждений образования «Интернет-ресурсы в работе педагогов», «Элементы дистанционного образования и воспитания в работе педагогов», «Эффективные техники педагогического общения в сети Интернет»);
  • серии мастер-классов («Инновационные формы взаимодействия учреждений высшего и среднего специального образования», «Путь к достижению успеха»);
  • круглые столы («Подведение итогов диагностики и определение направлений работы с педагогами» и др.).

Педагоги колледжа активно взаимодействовали с коллегами из педагогического университета, как по теоретическим, так и по практическим аспектам построения сетевого взаимодействия.

Данные опроса педагогов колледжа о формах взаимодействия педагогов и обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Как видно из представленных данных, в процессе апробации проекта педагоги стали более активно использовать различные формы информационно-коммуникативных технологий. Как отмечают педагоги колледжа, наиболее эффективными элементами сетевого взаимодействия являются интернет-конференции, форумы, общение в блогах и социальных сетях, проведение виртуальных экскурсий. Затем педагоги начали работать над созданием электронных вариантов учебно-методических комплексов, которые аккумулировали в ресурсном центре.

Система работы с элементами дистанционного обучения, налаженная в колледже, создала учащимся условия для свободного получения дополнительного материала по дисциплинам, обеспечивала диалог с преподавателем по электронной почте, способствовала оптимизации процесса освоения материала.

В ходе апробации и использования элементов сетевого взаимодействия проведена следующая работа:

  • размещение учебных материалов, практических ситуаций, ссылок для изучения нормативно-правовых актов в социальных сетях;
  • создание сайтов для изучения дисциплин;
  • представление учащимся электронных вариантов лекций, практических заданий, учебных пособий, дополнительного материала;
  • преподавание дисциплин с использованием выхода в сеть Интернет;
  • объединение учащихся в группы в социальной сети «Вконтакте»;
  • создание электронных почтовых ящиков;
  • проведение виртуальных круглых столов, интернет-конференций, онлайн-марафонов, виртуальных экскурсий по отдельным предприятиям-базам практик;
  • налаживание виртуальной связи с родителями учащихся;
  • обсуждение он-лайн проблемных ситуаций в форме текстового диалога;
  • функционирование блога;
  • совершенствование знаний и умений преподавателей и обучающихся по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения и т. д.

Результаты опроса показали, что 87 % учащихся групп, в которых использовались элементы дистанционного обучения в преподавания экономических дисциплин, отмечают большую продуктивность, эмоциональную и информационную насыщенность занятий. Сетевое взаимодействие позволило наладить конструктивный диалог «преподаватель-учащийся», ознакомиться с лекциями ведущих преподавателей университета и специалистов региона, предоставить возможность обучения без отрыва от производства. Нарабатывая опыт работы сетевого взаимодействия по специальным дисциплинам, преподаватели разработали электронные учебно-методические комплексы.

Проведенное анкетирование показало, что для 85 % опрошенных учащихся, слушателей обучение с использованием интернет-технологий более эффективно и востребовано. Все учащиеся и большая часть педагогов (91 %) Мозырского государственного политехнического колледжа заинтересованы в развитии сетевого взаимодействия с Мозырским государственным педагогическим университетом им. И. П. Шамякина. Эффективность создания сетевого ресурсного центра в процессе реализации проекта была переосмыслена педагогами колледжа. Результаты опроса педагогов колледжа по вопросу: «Каково ваше мнение об эффективности сетевого взаимодействия?» после реализации проекта представлены в таблице 2.

Педагогическая эффективность сетевого взаимодействия выразилась в объединении учебно-методических материалов (учебно-методических комплексов и электронных образовательных ресурсов по специальным дисциплинам), анализе взаимосогласованности учебных планов и программ, разработке и появлении в сети колледжа факультативных курсов, кружков для учащихся колледжа с учетом их личных интересов и возможностей. Социальная значимость сетевого взаимодействия отмечалась партнерами колледжа. Заказчики кадров обозначили заинтересованность учащихся в повышении своего практического мастерства, а также высокий уровень подготовки. В университете отметили из года в год увеличение среди абитуриентов выпускников колледжа.

В заключение отметим, что формы сетевого взаимодействия колледжа и учреждений высшего образования способствуют формированию навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональной ориентации будущих специалистов, сознательного выбора будущей профессии, творческой всесторонней и профессионально ориентированной личности.

Экономическая эффективность проекта проявляется в экономии бюджетных средств, в появлении различных сетевых образовательных профессиональных ресурсов, доступных участникам сети, во взаимодействии педагогических коллективов, в достижении результативности и непрерывности профессионального образования. Стоит отметить и совокупный эффект – улучшение рейтинговых позиций учреждений образования. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и их родителей, бывших выпускников и будущих абитуриентов.

Список литературы

  1. Гавриленкова, И. В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении. Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации: монографии [Текст]. / И. В. Гавриленкова. – М. : КноРус, 2018. – 284 c.
PDF